Всего в параде приняли участие более 10 тысяч военнослужащих, свыше 100 единиц современного вооружения и военной техники. Непосредственные участники парада Победы — военнослужащие, кадеты и юнармейцы — начали прибывать на Красную площадь рано утром. Погода, по всей видимости, решила испытать их на прочность. 9 мая в Москве она больше напоминала начало зимы. Тяжелые низкие облака, порывистый ветер. Температура с утра была около -2 градусов, шел дождь со снегом. Так как все были одеты в летнюю парадную форму, в которой легко промокнуть до нитки, им решили выдать теплые военные куртки с капюшонами. Но незадолго до начала парада ребята сами скинули верхнюю одежду. По словам одного из офицеров, «все сейчас находятся на таком адреналине, что холода практически не чувствуют».
Само действо по традиции началось в 10 утра с последним ударом курантов на Спасской башне. И уж этой традиции точно не в силах помешать никакая стихия!
Одно из новшеств парада — обновленная форма, специально сшитая для генералов Российской армии: кителя с воротником-стойкой цвета морской волны. Кроме того, в такой же форме по Красной площади прошли парадные расчеты из Общевойсковой академии и Военной академии Воздушно-космических сил. Форма, безусловно, красивая и отдает дань традициям как царской, так и Советской армии. Министр обороны Сергей Шойгу уже по традиции перекрестился перед началом парада, поприветствовал парадные «коробки», а затем доложил о готовности Президенту РФ Владимиру Путину.
Выступая на параде, президент подчеркнул, что «нет, не было и не будет силы, которая могла бы покорить наш народ. Он стоял насмерть, защищая родную землю, и совершил, казалось бы, невозможное — развернул назад кровавое колесо Второй мировой войны, погнал врага оттуда, куда он посмел прийти на нашу землю, сокрушил нацизм, положил конец его зверствам. И мы никогда не забудем, что свобода Европы и долгожданный мир на планете отвоевали именно наши отцы, деды и прадеды».
В пешей части парада впервые принимали участие ребята из патриотического движения «Юнармия». Им, по всей видимости, повезло больше всех, так как они были одеты в утепленную форму — красные береты, куртки и брюки песочного цвета.
Самым запоминающимся было прохождение двух женских парадных «коробок». Девчонки, несмотря на холод, лучезарно улыбались. В одной «коробке» шли барышни в ослепительно белой форме, в другой впервые была представлена новая женская форма — синие кителя и белые юбки.
На параде не могли не удивить образцы арктической техники. В самом деле: грозная боевая машина — и вдруг мирный белый цвет! Двухзвенные вездеходы ДТ-30 везли на прицепах зенитные ракетно-пушечные комплексы ближнего действия «Панцирь-СА» и зенитно-ракетные комплексы малой дальности «Тор-М2ДТ». Как пошутил один из зрителей, «арктическая техника привезла в Москву арктические холода».
Конечно же, по Красной площади проехали и перспективные образцы военной техники: танки «Армата», БМП «Курганец», БТР «Бумеранг», самоходные гаубицы «Коалиция».
А вот ожидаемый воздушный парад отменили в последний момент. Причем пролет воздушной техники был отменен во второй раз в истории проведения парадов. Первый был... 24 июня 1945 года, во время знаменитого Парада Победы, когда вчерашние фронтовики бросали фашистские знамена к Мавзолею. Тогда самолеты не смогли поднять в воздух из-за сильнейшего ливня.
Несмотря на то что с вечера 8 мая авиация пыталась разогнать облака над Москвой, эти попытки закончились безуспешно.
Как рассказал «МК» военный эксперт Виктор Мураховский, метеорологические условия 9 мая были крайне неблагоприятными.
— Понятно, что на первом месте сейчас стояло обеспечение безопасности полетов. Конечно, наша авиация всепогодная и может решать боевые задачи в самых аномальных условиях. Однако надо понимать, что для полетов над городом, тем более в парадном воздушном строю, нужны хорошие погодные условия.
По словам Мураховского, отменить пролет авиации может руководитель полетов. Во время проведения парада в одной из башен Кремля оборудуется пункт управления, с которого он и наблюдает за действиями авиации. Самолеты и вертолеты выходят в исходные пункты своего маршрута с разных аэродромов. Руководитель полетов управляет ими в онлайн-режиме. Он полагается не только на данные, которые идут ему с системы ГЛОНАСС, от военных метеорологов, но и отслеживает информацию, поступающую от летчиков.
— Для того чтобы принять решение об отмене полетов, существует несколько факторов, — объяснил Мураховский. — Обязательное требование — это визуальная видимость самолетов с земли. Кроме того, сами летчики должны видеть своих коллег в воздухе в условиях низкой облачности. Также учитываются скорость ветра и его порывы. Вероятно, эти данные условиям не удовлетворяли.
— Не важно, сколько самолетов было задействовано в разгоне облаков, и сколько бы денег ни потрачено, циклон не позволил бы создать необходимую для зрителя видимость, — добавил начальник ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин. — Увы, мы не всегда властны над погодой. Дело в том, что сегодняшние облака похожи на слоистый пирог, часть слоев удалось убрать специальными реагентами, что позволило избежать дождя и снега, а часть осталась. Нижний край облачности завис на высоте 300 метров, поэтому военная техника не смогла бы пролететь под ним.
По словам Варакина, бороться с облаками самолеты начали еще рано утром на границе с Тверской областью, но нижний край фронта все равно остался перенасыщен паром. Кроме того, он отметил, что если бы активных воздействий на облака не было, то зрителей парада ожидало бы повторение понедельничной снежной бури.
По свидетельствам очевидцев, попытка пролета все-таки проводилась. Самолеты вылетели с аэродромов базирования и дошли до точки сбора в районе Тушина. Однако, получив команду, развернулись и вернулись на свои аэродромы.
■ ■ ■
Также из-за неблагоприятных погодных условий в Санкт-Петербурге в параде не смогли участвовать военные корабли. По крайней мере такую версию озвучил один из высокопоставленных офицеров Западного военного округа. В морском параде должны были принять участие 13 кораблей и вспомогательных судов. В том числе большой десантный корабль «Минск», десантные катера «Денис Давыдов» и «Лейтенант Римский-Корсаков», малые ракетные корабли «Ливень», «Серпухов» и большой ракетный катер «Моршанск».
Вместе с тем существует и другая версия. Сейчас на границах РФ со странами Балтии наблюдается активность НАТО. Так, 25 апреля на эстонскую авиабазу Эмари прибыли несколько самолетов пятого поколения F-35, а в начале мая в Балтику начали прибывать корабли НАТО. Так, в Гданьском заливе сейчас находится ракетный эсминец США USS Carney с управляемым ракетным оружием (УРО), оснащенный системой «Иджис». По некоторым данным, силы и средства Балтийского флота были направлены в нейтральные воды для сопровождения кораблей НАТО.
КАК РАЗГОНЯЮТ ОБЛАКА
Технология разгона облаков была придумана советскими учеными еще в 80-х годах прошлого столетия. Сначала метеорологическую обстановку изучают прогнозисты, они-то и готовят для экипажей самолетов со специальными пульверизаторами, в которых находится реагент — йодистое серебро, — карту, из которой становится понятно, где, во сколько и какое облако нужно распылить, чтобы «дыра» необходимых размеров дошла до Красной площади в определенное время. Из водяного пара, то есть самого облака, образуются ядра, и проливается дождь — иносказательно: облако худеет. Если бы не аномально холодный и влажный фронт при отдельных кучевых облаках, этих мер хватило бы, и солнце, как во все предыдущие годы, вышло в нужное время.
Читайте материал: Путин на Параде Победы: "Нет силы, способной поработить российский народ"