«Это не та соломинка, которая сломает хребет верблюда»
Аббас Галлямов, политолог:
— Тот факт, что достоянием общественности стало некоторое ослабление позиций Медведева в публично-политическом пространстве, радикально на его судьбу не повлияет, это не меняет радикально расклад сил. С самого начала было понятно, что Путин популярнее, что Путин — несущая конструкция режима. А основная задача Медведева — не быть генератором популярности, а обеспечивать функционирование исполнительной власти. И если, с точки зрения Путина, он с этой задачей справляется, то тот факт, что какому-то количеству людей Медведев не сильно нравится, сильно вторичен. Очевидно, что ситуация с его популярностью связана и с тем, что распадается крымский консенсус. Изначально было понятно, что рано или поздно всплывут противоречия между теми группами, которые номинально консолидировал Крым. И это происходит. Снижается популярность Медведева, мэров, губернаторов, политических партий. Последним держится только Путин, но изначально предполагалось, Путин — главный бенефициар этого консенсуса и главный политический игрок, поэтому ничего неординарного с его рейтингом не произойдет.
Не думаю, что Путин увидит рейтинг Медведева и подумает: «Все, значит, придется его отправлять в отставку». Некоторое послабление его позиций, конечно, произойдет. Но это скорее еще один аргумент против. Были аргументы вроде неудачной фразы «денег нет, но вы держитесь», которая вызвала определенное напряжение в некоторых сегментах общества. Был аргумент — фильм Навального, был аргумент — митинги. А данные опроса, которые показывают, что сторонников отставки главы правительства больше, чем сторонников сохранения за ним должности, — это еще один камушек в огород Медведева. Но говорить, что это та соломинка, которая сломает хребет верблюда, я не буду. Пока Навальный активно протестует и требует его отставки, никакой отставки не будет. Путин прекрасно понимает, что если он отправит Медведева в отставку под давлением Навального, то главным бенефициаром этой отставки будет Навальный, это будет выглядеть так, как будто Навальный победил. А во всем мире большая часть избирателей поддерживают наиболее вероятного победителя. Не вижу причин, по которым Путин будет делать такие подарки Навальному. Если он и отправит Медведева в отставку, то только в ситуации, в которой это будет выглядеть как решение Путина, не связанное с именем Навального. А это не раньше, чем произойдут еще какие-то события, связанные с именем Медведева, более громкие, чем обвинения Навального и митинги. Это может произойти не раньше осени. Сейчас трудно говорить о конкретных сроках. Они зависят и от действий Навального, и от действий правительства.
Например, проведет в июле Навальный еще один мощный митинг против Медведева, и опять срок его отставки отложится.
Через замену Медведева можно сделать рестайлинг власти
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»:
— Еще на старте нынешней схемы Путин—Медведев было понятно, что при необходимости на Медведева можно будет перевести стрелки. И создать такой канал привлечения негативных эмоций, потребность в котором в политике есть. Другое дело, что Медведев от этого положения довольно долго уклонялся. Но сейчас ситуация непонятна. С одной стороны, можно воспользоваться создавшимся эффектом и через замену Медведева сделать такой рестайлинг власти. Использовать его, как когда-то Сердюкова или Зурабова. Но никто заранее не знает, выстрелит это или нет. С другой стороны, есть риск, что это может быть воспринято как слабость и отказ Путина от самых проверенных кадров, максимально демонстрировавших ему личную лояльность даже в главном вопросе — вопросе о власти. Никто заранее не может предсказать, какая из этих интерпретаций сработает.
Позиции «Левада-Центра» сейчас скорее укрепились, хотя иммунитета от акций возмездия у него по-прежнему нет.