День в МОВСе начался с тревожного появления в коридоре суда одного из обвиняемых - Тамерлана Эскерханова, подпрыгивающего на одной ноге. Приставы, подхватив под руки с обеих сторон, буквально пронесли его в зал судебных заседаний. Как выяснилось позже, он где-то умудрился повредить связки. Тем не менее мужчина не жаловался и отсидел спокойно почти все заседание.
Что же касается процессуальных вопросов, то в этот день сторона обвинения решила представить присяжным заседателям видео допроса предполагаемого стрелка - Заура Дадаева. Перед этим прокурор Мария Семененко в микрофон хорошо поставленным голосом зачитала письменную "расшифровку" показаний Дадаева.
Из них следовало, что он решился на убийство политика после одной из посиделок с друзьями в ресторане "Чайхана" в торговом комплексе "Европейский" в середине января 2015 года. На преступление Дадаев пошёл "ради Аллаха", так как оппозиционер якобы собирался тиражировать скандальные публикации французского сатирического журнала "Шарли Эбдо" на территории России. Заправлял всей компанией некий "Русик". Он же предоставил автомобиль для слежки за политиком и пистолет, который оставил прямо в салоне машины. С Дадаевым сначала следили, а затем помогли воплотить задуманное Анзор Губашев и подорвавшийся на гранате во время задержания Беслан Шаванов.
- 10-11 января я приехал в Москву, встретились с пацанами, друзьями... Разговор шёл о той публикации насчёт пророка, возник вопрос, что, как можно сделать. Числа 13-го встретились в "Европейском". Начали следить. До 27 февраля..., - зачитала показания Дадаева прокурор.
Двояко выглядит ситуация и с оплатой «труда» Дадаева. С одной стороны, мужчина чуть ли не клялся, что совершил убийство безвозмездно, "ради Всевышнего". С другой стороны "Русик" пообещал, опять же, "ради Аллаха", перевести пять миллионов рублей на счёт Дадаева. Такие же суммы должны были получить и его соучастники. Всего 15 миллионов рублей.
-Тех денег я сам не просил, не получал, считаю эти деньги грязными, - заявил два года назад в кабинете следователя Краснова главный фигурант дела, уточнив, что если бы в тот момент знал точно, что не получит денег, все равно совершил бы задуманное.
Также он прояснил ситуацию с местом убийства. Как выяснилось, застрелить Немцова собирались в любом удобном месте, где не было бы слишком много людей. 27 февраля таким местом оказался Большой Москворецкий мост...
- Он (Борис Немцов — ред.) вышел из кабака... никто не имел в виду, что он пойдёт в строну моста, вдоль этой набережной напротив Кремля... Все было сделано потому что не было народа. Хотели избежать этого, - рассказал Дадаев.
Спутницу политика Анну Дурицкую убийца Немцова трогать не стал - не хотел невинных жертв. В спину самого же оппозиционера он сначала выпустил три пули. Когда увидел, что тот упал и пытается подняться, завершил начатое ещё тремя выстрелами.
После он набрал по телефону своих соучастников, которые подъехали к месту убийства на автомобиле. С ними он проехал немного, вышел, поймал попутку, потом другую и на третьей наконец добрался на Веерную, 3. Ночью туда приехали Губашев и Шаванов. О случившемся они не говорили.
- Тем, что человека убили мы не гордились. Гордились, что за Посланника вступились, - зачитала показания Дадаева прокурор.
Чуть позже, в том же кабинете следователя, Дадаева пояснил, что он "Не киллер, не заказной".
- ...Профессионализма во мне не было, один патриотизм и героизм..., - выдал стрелок.
Пистолет, из которого был застрелен политик, Дадаев привёз на Веерную. На следующий день некий светловолосый человек от "Русика" приехал и забрал его у Дадаева. Как о дальнейшей судьбе оружия, так и о личности молодого человека Дадаева ничего пояснить не смог.
После того, как прокурор закончила читать показания, присяжным показали видео этого допроса, сделанное 8 марта 2105 года.
Спустя два года после того, как было записано это видео, уже в МОВСе, Дадаев гневно опроверг все сказанное им:
- Вы мое состояние видели? Вы меня таким когда-нибудь видели? - прокомментировал фигурант дела. - Человек после хорошей выпитой воды сидит и гонит, гонит... Мне стыдно за это видео, на котором я под каким-то давлением, - озвучил подозрения многих Дадаев.
И действительно, первое, что бросилось в глаза, на видео Дадаев ведёт себя крайне странно: он в явно возбужденном состоянии, активно жестикулирует, говорит быстро и путано. Тем не менее это не мешает понять, что Дадаеву знакомы многие детали преступления.
Когда в конце допроса следователь задал ему дежурный вопрос, оказывалось ли на Дадаева давление, у того вдруг нервно стала дергаться нога, а взгляд стал блуждать по комнате. Тем не менее ответ был получен отрицательный.
Кстати, в суде Дадев пояснил, что на видео его нос, уши разбиты, порван рукав куртки. Более того, на допросе Дадаев пытался жестикулировать так, чтобы на видео попала его разбитая рука.
В конце заседания между Тамерланом Эскерхановым и судьёй произошёл серьёзный конфликт. Подсудимый попросил разрешения не являться в суд из-за больной ноги. Судья же сослался на врачей, которые осматривали его и не нашли причин, ради которых можно пропускать заседание. Видимо, все это время терпевший боль, обвиняемый вспыхнул, как спичка. Высказав, все, что думает о правосудии, Эскерханов снял носок, показал перебинтованную лодыжку. Судья выходя из зала, обещал подумать, как наказать Эскерханова за острое словцо, которым он его наградил.
- Да хоть вешайте! - крикнул фигурант дела.