Европа остро нуждается в российском «голубом топливе» и объективно нуждается в том, чтобы СП-2 заработал. Даже несмотря на то что вопрос о его строительстве накалит отношения внутри Евросоюза.
Помимо «Газпрома» подписи под инвестиционным соглашением «Северного потока-2» поставили французская Engie, австрийская OMV, голландско-британская Royal Dutch Shell и германские Uniper и Wintershall. Европейские компании пообещали финансировать 50% от общей стоимости проекта, которая оценивается в 9,5 млрд евро. Вклад каждой из них составит около 950 млн. «Газпром» вложит остальные средства и останется единственным акционером проектной компании Nord Stream-2.
Детали проекта строительства трубопровода «Северный поток-2», который должен связать Россию и Европу новыми газовыми нитками совокупной мощностью 55 млрд кубометров в год, обсуждались с августа прошлого года. Изначально компании Старого Света планировали стать акционерами Nord Stream-2, выкупив по 10% ее акций, и оставить «Газпрому» 50-процентную долю в предприятии.
Однако затем эта схема была изменена — и европейцы отказались от участия в акционерном капитале проектной компании, взяв на себя инвестиционные обязательства. Как рассказал «МК» источник в «Газпроме», такая мера была вынужденной. Дело в том, что против строительства трубы выступила Польша, которая пожаловалась в ЕС на угрозу усиления монополии «Газпрома» на европейском рынке. Затем аналогичные претензии предъявила Украина. Последней помешать строительству СП-2 решила Дания, заявившая, что проект может навредить ее национальной безопасности.
«В связи с этим условия соглашения о механизмах участия европейских инвесторов были пересмотрены. Партнеры из ЕС не стали настаивать на доле в Nord Stream-2, поскольку это требовало одобрения их национальных регуляторов и могло затянуть процесс строительства. Тем не менее они оставили за собой право выкупить акции компании по завершении проекта», — поясняет собеседник «МК».
После заключения нового соглашения, утверждают представители как российской, так и европейских компаний, созданию газопроводного маршрута практически ничего не мешает. Более того, инвесторы из ЕС обещают открыть кредитную линию в общей сложности на 1,425 млрд евро (по 285 млн каждая из компаний) уже в 2017 году. Это позволит уложиться в график строительства СП-2, которое должно завершиться в конце 2019 года.
Впрочем, камни преткновения, способные сорвать эти планы, еще остаются. Разрешения на строительство газопровода должны официально дать все заинтересованные стороны: Германия, Финляндия, Швеция и Дания, через акватории которых проходит маршрут, а также Латвия, Литва, Польша и Эстония, участвующие в консультациях по СП-2. Планируется, что процесс согласования завершится в конце лета.
Тем не менее, по мнению экспертов, у участников проекта есть хорошие шансы обойти все эти препятствия. Как полагают аналитики Standard & Poor’s, изменение структуры акционерного капитала Nord Stream-2 позволит не зависеть предприятию от формального одобрения польского регулятора, поскольку «Газпром» не ведет деятельности в Польше.
Дания, в свою очередь, может объявить мораторий на строительство СП-2 только в случае изменения своего законодательства, поправки в которое должен внести ее парламент. По мнению главы аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергея Суверова, Копенгаген вряд ли будет активно препятствовать реализации российского проекта. Дания более 15 лет не может согласовать строительство газопровода Baltic Pipe, который должен связать ее с месторождениями Северного моря. Его пуск в эксплуатацию произойдет не ранее 2022–2023 годов. Вместе с этим с начала 2020 года Копенгаген сможет получать российское топливо из Германии благодаря СП-2. Дания уже обсуждала эту возможность. «Учитывая, что теперь давление на эту страну со стороны европейских инвесторов Nord Stream-2 усилится, то, скорее всего, его реализация будет одобрена датскими властями.
В любом случае «Северный поток-2» накалит внутренние отношения в ЕС. А положительное решение в его отношении будет означать, что силы, симпатизирующие России в этом вопросе, преобладают в Евросоюзе», — отмечает Сергей Суверов.