Его очень волнует то, чем закончатся сегодняшние выборы во Франции и насколько их исход повлияет на ситуацию в мире - России, Украине, Сирии... "От того, кто победит, зависит очень многое", - уверен Ксавье Моро. И при этом предсказывает, что это будет не Марин Ле Пен.
- Но ведь по всем предварительным подсчетам лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен уверенно проходит во второй тур выборов и с большим отрывом.
- Марин Ле Пен не победит на этих выборах. Во всяком случае еще лет пять у нее нет никаких шансов. Потому что четко ограничен резерв голосов, которые могут за нее подать избиратели. Например, на предварительных выборах она шла кандидатом от Северной Франции, это район, который традиционно голосует за нее и всячески поддерживает. И что же? Тогда она получила в первом туре 40 процентов, а во втором - всего 42. Она почти ничего не отыграла, не смогла увеличить число своих сторонников, причем в регионе для нее идеальном. А ее противник набрал в первом туре 25 процентов, а во втором - 58. Все потому, что некоторые программные выступления Ле Пен ограничивают количество поданных за нее голосов. На самом деле ее не хотят видеть президентом Франции. Но во второй тур она, конечно, пройдет, я предполагаю с 30 процентами голосов в первом туре.
- А кто будет ее соперником 7 мая?
- Франсуа Фийон, я уверен. Я и сам отдаю свой голос за него.
- Что ждать Франции в зависимости от победы того или иного кандидата?
- Все очень просто. Только Фийон, победив, сможет обеспечить себе большинство в парламенте. Все остальные просто не смогут договориться с депутатами и, соответственно, не будут в состоянии управлять страной. Начнется кризис власти. Что в сегодняшней ситуации равно катастрофе. Ни Макрон, ни Ле Пен не смогут создать коалицию и обеспечить стабильность.
- А что ждет Россию?
- В случае победы Франсуа Фийона санкции могут быть убраны. Он выступает как раз за это. Вообще трое из четырех основных кандидатов хотят снять санкции против России. На самом деле ни Франции, ни Германии они были изначально не нужны, а только больно ударили по нашему кошельку. Были приостановлены большие военные контракты на сотни миллионов евро. У Франции это "Мистрель", к сожалению. Очень часто западные СМИ обманывают, что все началось вследствие присоединения Крыма, нет, в то время мы еще имели право высказывать собственное мнение. Все изменилось к худшему после падения малазийского Боинга, тогда были приняты серьезные решения, уничтожавшие на корню наше прежнее сотрудничество. И поэтому я думаю, что Украина специально, а не случайно, уничтожила этот несчастный самолет. Покажите мне, где французский интерес на Украине? Его нет! У нас с Россией в лучшие годы на 21 млрд евро был объем торгов. С Украиной - всего на 1 млрд. У Германии и Польши есть хоть какая-то заинтересованность в украинском регионе. Они этого и не скрывают, ок, но при чем здесь мы, французы? Из-за того, что США и Обама не могли додавить Германию и Францию в вопросах санкции против России и произошла эта катастрофа с Боингом, я уверен. Но правду мы узнаем лишь тогда, когда на Украине сменится власть. И еще я верю в то, что новому президенту Франции удастся исправить положение.
- Вы сказали, что Фийон выступает против ухода сирийского президента Асада?
- Он считает, что должен быть найден компромисс, возможно, создан союз с Путиным и Асадом против радикальных исламистских государств. В конце-концов Асад - это проект сирийского народа, причем тут Франция опять же? Также многие мои соотечественники поддерживают кандидатов, в чьих программ есть пункт об ограничении числа мусульманских беженцев. Проблема в том, что на проблему беженцев Франция и Германия тоже смотрят по-разному. У немцев старое население, им нужен приток свежей крови, у нас же наоборот. У нас 10 процентов безработных, в Германии всего 4 процента. Нам не нужны никакие мигранты. У нас и для своих граждан не хватает рабочих мест.
- А сейчас еще и разрешили безвиз украинцам.
- Еще нет. Все зависит от того, кто победит на выборах во Франции. Это возможно, это будет правильно, если мы наложим вето на решение, принятое Европарламентом. В любом случае наибольшую волну "туристов" ждет Германия и Польша. Нас так сильно это не затронет, надеюсь. Поток украинцев обрушит цены на рабочую силу, потому что выходцы оттуда начнут устраиваться на работу нелегально, соглашаясь на очень небольшую зарплату, у нас во Франции существует точно такая же проблема с поляками. Вот кто действительно окажется в выигрыше, так это сутенеры, бедные девушки из Восточной Европы начнут приезжать к нам еще чаще, чем сейчас.
- Да уж, украинские девушки даже более конкурентноспособные, чем украинские строители. Но как же так может быть, что каждая страна ЕС отдельно недовольна тем, что происходит с теми же безвизами, а все вместе вы вынуждены принимать невыгодные для себя законы?
- Просто Евросоюз очень боится ухода Порошенко. Того, что тогда на Украине начнется еще больший хаос. Мы страшно не хотим воевать. Поэтому нам приходится идти на уступки. Когда планировалось подписать соглашение с Украиной, еще до Майдана, никакого разговора о безвизовом въезде и полной интеграции не шло.
- Не будет Порошенко, будет кто-то еще. Как говорят у нас в России, свято место пусто не бывает. К примеру, Надежда Савченко - чем не президент? Кстати, своими несколько радикальными высказываниями она мне напоминает Марин ле Пен.
- Нет, нет, она гораздо более сумасшедшая. Такой человек как Савченко возможен только на Украине.
- Между прочим, Франция одной из первых столкнулась с проблемой так называемых "мусульманских анклавов", своеобразных гетто, куда даже полиция въезжать боится.
- Марин Ле Пен и Франсуа Фийон такого больше не хотят. Хотя бороться с этим будет очень тяжело, полиция, жандармерия, армия, все силовые структуры будут задействованы в этой борьбе. На сегодняшний день Франция находится в тяжелой ситуации, нет безопасности как внутри государства, так и снаружи.
- И кто же в этом виноват? Евросоюз?
- Только Америка заинтересована в сохранении Евросоюза. Им он нужен, чтобы в том числе без ограничений поставлять нам свои ГМО-продукты. ЕС создавался на деньги США. Когда Великобритания захотела идти своим путем, вы помните, кто прилетел в Лондон, чтобы убедить англичан не делать этого? Барак Обама. Дело в том, что ЕС не является конкурентом или соперником США, наоборот.
- Но вы же входите в Евросоюз, значит, обязаны поддержать любые начинания стран- участниц? То же самое касается и НАТО. Особенно в украинском вопросе.
- Но Украина же не в ЕС. Почему мы должны ей помогать? К тому же я считаю, что время НАТО уже прошло. От чего и от кого мы защищаемся? Да и существование Евросоюза в данный момент находится под большим вопросом.
- Франция может поступить по примеру Англии и поставить вопрос о выходе из ЕС?
- Нет, сегодня это невозможно. Ведь у нас еврозона. Конечно, мы можем помахать ручкой и сказать "до свидания" ЕС, но куда деть единую валюту? При отказе от евро все французские деньги, весь резерв, улетают в Германию. При сравнении франка и дойчмарки мы очень многое потеряем. Франк будет цениться гораздо дешевле марки. Случится то, что уже произошло в Греции, начнется экономический и финансовый кризис. В любом случае это будет тяжело.
- Вы говорите, что США не хочет распада Евросоюза, но ведь если тот будет уничтожен, а евро прикажет долго жить, то доллар возрастет. То есть чтобы не случилось с ЕС, на руку американцам? Распадается ЕС или нет.
- Да, я думаю, что да.
- А что будет с едиными границами при распаде ЕС или возможном выходе оттуда Франции?
- Откровенно говоря, я и раньше путешествовал по Европе как хотел, и не думаю, что Шенген надо расширять еще больше. Беда в том, что мы разрешаем въезд к себе тем, кто не в состоянии контролировать свои собственные границы. Из наших кандидатов в президенты только Марин ле Пен и Франсуа Финьон выступают против Шенгенской зоны. Но пока этот вопрос неразрешим...