На самом деле перед нами «дубль два» некоторых положений законодательного «пакета Яровой», вступившего в силу летом 2016 года. Тогда предлагалось в качестве дополнительного наказания для осужденных по ряду «террористических» и «экстремистских» статей УК предусмотреть отмену решения о приобретении гражданства, то есть его лишение. Суровая кара должна была пасть на головы россиян, у которых есть еще одно гражданство или гарантия его приобретения: Россия взяла на себя международные обязательства не плодить число лиц без паспортов. Ко второму чтению пакета власти без объяснения причин отказались от попытки поправить Закон «О гражданстве РФ». Но ненадолго: на прошлой неделе о том, что в ближайшее время после консультаций с юристами будет принято соответствующее решение, сказал президент Путин.
Неведомые юристы, с которыми консультировались в Кремле весной 2017 года, были теми же самыми, что писали «пакет Яровой», — иначе почему формулировки годичной давности дословно совпадают с теми, что теперь внесены за подписями Владимира Васильева («ЕР»), Геннадия Зюганова (КПРФ), Владимира Жириновского (ЛДПР) и Сергея Миронова («СР»)?
Пока грозят потерей гражданства РФ приговоры по 21 статье УК. В основном они действительно «террористические» и тяжкие, то есть такие, сроки лишения свободы по которым превышают 6 лет: 205‑я («Террористический акт»), 206‑я («Захват заложника»), 208‑я («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем») и т.д. и т.п. Но рядом с ними и вроде бы «террористическая», но нетяжкая статья 205.6 УК, карающая за несообщение о преступлении (наказание — штраф до 100 тысяч рублей или до 1 года колонии). Зато в перечень попали несколько «экстремистских» статей УК, хотя про дополнительные меры по защите граждан от экстремизма в краткой, из трех абзацев, пояснительной записке к законопроекту ничего не говорится. Гражданства, к примеру, можно будет лишиться за публичные призывы к экстремистской деятельности (статья 280 УК): максимальное наказание — до 5 лет лишения свободы.
В прошлом году хотели лишать гражданства еще и за «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (печально знаменитая 282‑я УК), и за другие, более серьезные экстремистские преступления, заключающиеся в действиях. Теперь их в перечне нет. Глава Межрегиональной правозащитной организации «Агора», юрист Павел Чиков, полагает, что эта странность косвенно указывает на настоящих авторов инициативы: «Оперативной разработкой преступлений по статье 280 УК занимаются сотрудники ФСБ, а оперативной разработкой преступлений по статье 282 УК — сотрудники Центра «Э» МВД». Г‑н Чиков привел «МК» один из свежих примеров, который дает понять, за что впоследствии смогут отобрать паспорт: 22 марта 2017 года по 280‑й статье УК было возбуждено уголовное дело против жителя Пскова, «яблочника» и музыканта Бориса Яковлева — основанием стали пять резких постов в Интернете о ситуации в стране…
От потери паспорта РФ даже самого отъявленного террориста может спасти отсутствие второго гражданства или гарантий его приобретения. О каких гарантиях может идти речь — неизвестно. А о втором гражданстве россиянина правоохранительные органы доподлинно знают лишь в тех случаях, если россиянин сам об этом заявил в органы миграционного контроля или пользуется вторым паспортом при пересечении границы РФ.
Можно ли будет отобрать паспорт РФ у осужденных россиян, имеющих два гражданства, если российское у них — первое, полученное по рождению? Формулировка про отмену решения о приобретении гражданства и слова президента вроде бы подразумевают, что нет. Но если прочитать законопроект, а потом действующий Закон «О гражданстве РФ», куда вносятся изменения, закрадываются сомнения. Будем надеяться, внятные и убедительные разъяснения на сей счет властью даны все-таки будут.
По статистике судебного департамента Верховного суда, за первое полугодие 2016 года по статье 205 («Терроризм»), к примеру, вступили в силу приговоры в отношении 13 человек, а по статье 208 УК («Организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем») — 113 осужденных. Та самая статья 280 УК дала 46 осужденных, 32 из них наказаны за распространение призывов к экстремизму через СМИ и Интернет. По четырем статьям из перечня, который грозит теперь лишением гражданства, за 6 месяцев прошлого года не было ни одного приговора. Мы не знаем, кто из этих осужденных не имеет второго паспорта или гарантий его приобретения, но в любом случае речь наверняка может идти о десятках, а не сотнях или тысячах потенциально могущих лишиться российского паспорта.
Как бы то ни было, угроза его потери не могла бы заранее остановить ни организатора, ни исполнителя взрыва в петербургском метро: первый не попадает под критерии, перечисленные в законопроекте, потому что гражданство у него лишь одно, а второй вообще был смертником…