Сирийская тема, наряду с украинским кризисом, была одной из основных в ходе визита Тиллерсона в Москву. Тем не менее, считает директор Института США и Канады РАН Валерий ГАРБУЗОВ, сам приезд госсекретаря прорывов не принес, и иллюзии на этот счеты были беспочвенны. «Ожидать, что в этом году будут найдены прорывные решения по Сирии, по Украине, и еще по ряду проблем, вряд ли стоит, – подчеркнул эксперт. – Я ставлю под вопрос возможность достижения их в принципе».
По мнению Валерия Гарбузова, причина не только в тех рамках российско-американских отношения, сложившихся в последние годы, но и в достаточно сложном положении Дональда Трампа: «Он стал заложником своих, как теперь уже понятно, не слишком обдуманных высказываний в отношении Путина и России в период избирательной кампании. Теперь он открещивается и пытается предстать независимой фигурой. Даже если бы он хотел наладить отношения с Россией, любой его шаг в этом направлении тут же будет соответствующим образом расценен прессой, разведывательным сообществом США, Пентагоном, демократами и даже республиканцами».
Тем не менее, отметил замиректора Института стратегических исследований и прогнозов Дмитрий ЕГОРЧЕНКОВ, Трамп на данный момент не готов к обострению сирийской проблемы. По мнению эксперта, американцы, видимо, взяли курс на условное разделение Сирии: «Возможно, когда сложится определенная ситуация, США попробуют ее закрепить. Но вряд ли это удастся».
Что касается возможного присоединения России к возглавляемой США коалиции по борьбе с «Исламским государством» (ИГ – запрещенная в РФ террористическая группировка), – а с таким предложением выступил глава британского Форин-офиса Борис Джонсон, – то, как считает научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Алексей ДАВЫДОВ, подобный шаг стал бы отходом от процессов под эгидой ООН (включая и серию переговоров в Астане). И пока неясно, готов ли Трамп вступать в переговорный процесс, как на то был готов Барак Обама.
«Ситуация вокруг Сирии будет определяться военными действиями. В этом плане Трампу важно одержать некую победу, что упрочило бы его позицию на переговорах, – отметил, в свою очередь, начальник сектора проблем региональной безопасности Центра оборонных исследований РИСИ Сергей ЕРМАКОВ. – Астанинский процесс рассматривается в США как победа российской дипломатии, отсюда и предложения вступить в коалицию. Это просто прием, когда, американцы, приняв нас в возглавляемую ими коалицию, фактически размоют наши успехи и усилия».
Как бы то ни было, но именно от решения сирийской проблемы во многом зависит состояние российско-американских отношений, подчеркнул Валерий Гарбузов. По его мнению, России необходимо как минимум убедить администрацию Трампа временно «не трогать» Асада, а реализовывать другие задачи. «Это «долгоиграющая пластинка», и не факт, что сирийская проблема будет решена в первый срок Трампа», – допускает эксперт.