В сентябре 2016 года прошли парламентские выборы, и депутатский корпус обновился почти наполовину. Так как сведения о денежном доходе подавались за весь год, а депутатскую зарплату примерно в 360 тысяч рублей большинство новоизбранных получали лишь 4 месяца, разброс в достатке получился более существенный, чем мы наблюдали ранее. Самый «бедный» депутат, получивший мандат лишь 1 марта 2017 года взамен ушедшего из Думы коллеги по партийному списку, — бывший известный боксер-профессионал из Краснодарского края Дмитрий Пирог («ЕР»): за 2016 год он получил 147 тысяч 194 рубля 42 копейки. Его супруга и малолетний ребенок вообще не имели никаких доходов.
Слово «бедный» мы взяли в кавычки, потому что у г-на Пирога есть две квартиры, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство и два автомобиля (Audi A8 D4 Long FL 4.0 TFSI и Audi A8L). Как можно, имея на троих чуть больше 12 тысяч рублей в месяц, заплатить налоги (на недвижимость, земельный и транспортный) и при этом оплачивать ЖКХ и питаться? Но дело в том, что народные избранники заявляют лишь об официально полученных доходах, с которых уплачены налоги, к тому же декларируется лишь доход самого депутата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а еще иногда ведь есть мамы, папы, братья, сестры, дедушки и бабушки, и масштаб семейной бухгалтерии, как и ее механизмы, от широкой публики скрыт…
На другом полюсе — самый богатый депутат Андрей Палкин («ЕР»), задекларировавший 678 млн рублей дохода. Этот одномандатник из Архангельской области — новичок в Госдуме. Занимался строительством. Г-н Палкин прославился тем, что некоторое время назад решил объявить себя банкротом: журналистам он объяснял, что на самом деле никакой он не банкрот — просто нет иного законного пути решить проблемы с налоговой, возникшие в процессе переоформления бизнеса на детей…
Всякий раз, когда заходит разговор о зарегистрированных участках, домах, квартирах и машинах, приходится напоминать: хотя депутаты подают на них полную информацию, до общества она доводится в усеченном виде. Нам не сообщают ни о регионе, где находится недвижимость (указана только страна), ни о годе выпуска транспортного средства, что не позволяет хотя бы приблизительно оценить их стоимость. Кстати, не знаем мы и о том, из чего складывается годовой денежный доход: сведения о счетах и акциях вообще не публикуются.
Вот уже несколько лет «МК» вычисляет депутатов — членов клуба «Для тех, у кого за 100» (миллионов рублей задекларированного на семью годового дохода) и членов клуба «Для тех, у кого за 800» (миллионов рублей задекларированного на семью годового дохода). С прискорбием сообщаем о, надеемся, временном закрытии второго, элитного клуба: в 2016 году, если верить декларациям, НИ ОДИН депутат с супругой (супругом) и малыми детками не получил больше 800 млн рублей, хотя некоторые немногочисленные в прошлом его члены (обычно числом от одного до четырех) депутатами остались. Значит, их денежные доходы сократились: такой невеселый вывод должны мы сделать. За 2015 год совладелец газодобывающей компании «Новатэк» Леонид Симановский с супругой декларировали 940 млн рублей — а за 2016 год семья заявила лишь о 408 млн (377 — сам депутат, 31 — его жена). Фамилия г-на Симановского, многие годы активно и совсем не виртуально работающего в Комитете по бюджету и налогам, «засветилась» в расследованиях Алексея Навального: эксперты ФБК утверждают, что якобы депутат вместе с другим совладельцем «Новатэка» Леонидом Михельсоном передали несколько лет назад 33 млрд рублей связанному якобы с премьером Дмитрием Медведевым благотворительному фонду «Дар»…
Что касается клуба «Для тех, у кого за 100», то 26 депутатских семей заявили о превышающем этот рубеж доходе (в прошлом году таких было 27). 21 семья единороссов, две — справороссов (Валерия Гартунга и Александра Ремезкова, причем в прошлом созыве г-н Ремезков был членом фракции «ЕР»), две — коммунистов (Владимира Блоцкого и Александра Некрасова) и семья ЛДПРовца Василия Тарасюка. Самыми богатыми, наряду с г-ном Палкиным, могут считаться семья совладельца крупнейшего петербургского строительного холдинга Александра Некрасова (651 млн совокупного дохода, из которых вклад депутата — лишь 5 млн рублей) и одинокий единоросс Николай Борцов (605 млн рублей).
Обращает на себя внимание тот факт, что среди членов этого клуба нет ни вице-спикеров, ни лидеров фракций, ни глав комитетов или комиссий. Заместители и первые заместители глав комитетов — вот тот карьерный рубеж, который им почему-то не удается перейти. Может, потому, что не хотят? Действительно, зачем им это…
Остается открытым вопрос и о том, зачем многим из них депутатство вообще.
***
Имя Николая Борцова позволяет плавно перейти к другой теме, которая из года в год становится объектом нашего внимания: как выглядит список богатейших людей мира и России по версии журнала «Форбс» в депутатском разрезе.
В последние годы отмечалось неуклонное сокращение числа «форбсовских» на Охотном Ряду. Сыграли свою роль, видимо, разного рода ограничения, которые, конечно, можно обойти вполне себе законно, но зачем эта морока, и падение ниже плинтуса престижа депутатского мандата: как бы то ни было, в Госдуме настоящих более-менее долларовых миллиардеров осталось лишь четверо, все единороссы — Андрей Скоч, Зелимхан Муцоев, Леонид Симановский и Николай Борцов. Пятый (единоросс-невидимка Александр Скоробогатько) погорячился и сдал мандат почти сразу после выборов, когда на Охотном Ряду объявили борьбу за посещаемость и пригрозили прогульщикам штрафами.
Из упомянутых выше лишь господа Симановский и Борцов в разные годы становились самыми богатыми депутатами Думы и даже декларировали доход, приближающийся к миллиарду рублей в год. Андрей Скоч долгое время заявлял позорную для человека такого масштаба депутатскую зарплату и «исправился» лишь в последние годы. Заявленный им за 2016 год денежный доход — 273 млн рублей. Между тем в мировом рейтинге миллиардеров, по версии «Форбс», этот занимающийся металлургией, Интернетом и телекоммуникациями бизнесмен с капиталом примерно в 5,3 млрд долларов занимает 201-е место…
Приз декларационной кампании в номинации «Гражданин Корейко» в честь подпольного миллионера из книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок» по праву мог бы получить Зелимхан Муцоев. «Форбс» утверждает, что депутат инвестирует в удобрения и девелопмент, а его капитал составляет около 950 миллионов долларов. Но в Думе этот единоросс из года в год декларирует лишь доход, близкий к депутатской зарплате (около 4,6 млн рублей за 2016-й). У нас нет никаких оснований не верить этому солидному человеку, уважаемому члену общества.
***
А теперь — о грустном.
Печальная тенденция, отмеченная «МК» несколько лет назад, продолжает развиваться. Зависимость между количеством произнесенных с думской трибуны пафосных слов про «защиту традиционных ценностей» и количеством состоящих в зарегистрированном браке депутатов — обратно пропорциональная. Злые языки, правда, говорят, что причиной нарастающего из года в год на Охотном Ряду безбрачия являются нормы антикоррупционного законодательства, запрещающие чиновникам, из которых происходят многие депутаты, и самим депутатам, их супругам и их несовершеннолетним детям владеть зарубежными активами и счетами и требующие муторного ежегодного сбора бумажек декларационной кампании…
Мы не знаем, что на самом деле стоит за этим печальным процессом. И ни в коем случае не можем отрицать того, что депутаты, как это ни странно, тоже люди. У них тоже бывают проблемы в семейной жизни, настоящие разводы со скандалами или без них, и у них тоже умирают близкие, и личная жизнь иногда, что называется, не складывается. И гражданские браки, осуждаемые, кстати, церковью, тоже бывают. Как бы то ни было, в 2011 году не заявляли о наличии супруги (супруга) 77 депутатов. К 2015 году официально одиноких оказалось уже 102. Новая Дума продолжила идти по неверному пути: 114 депутатов, не имеющих зарегистрированных семей! 25%. Каждый четвертый.
Не состоит в зарегистрированном браке спикер Вячеслав Володин (годовой доход — 62 млн рублей, половина из них, по сообщениям агентств, направлена на благотворительность) — в его декларации двое несовершеннолетних детей, но нет супруги. Одиноки лидер ЛДПР Владимир Жириновский (79 млн рублей годового дохода), и 5 из 8 вице-спикеров, в том числе второй год как в разводе Ирина Яровая («ЕР»), ее коллега по фракции Петр Толстой (44 млн рублей дохода, двое несовершеннолетних детей), и Игорь Лебедев (ЛДПР). А еще не состоят в браке 7 из 26 глав комитетов и комиссий, среди них коммунист Николай Харитонов (около 5 млн рублей дохода и трое несовершеннолетних детей) и Наталья Поклонская (2,6 млн дохода и несовершеннолетний ребенок). Одиноки официально 7 из 26 членов клуба «Для тех, у кого за 100», включая «форбсовских» Андрея Скоча, Николай Борцова и Зелимхана Муцоева. Холосты молодые и известные теннисист Марат Сафин («ЕР») и писатель Сергей Шаргунов (КПРФ). И т.д. и т.п.
По той или иной причине перейдя в разряд одиноких, депутаты почти никогда не вступают в официальный брак снова — если судить по декларациям.
С нарастающей тревогой продолжим следить за этой тенденцией.
***
Еще одна нехорошая тенденция связана с недвижимостью. 71 народный избранник (16% от общего числа) не заявил совсем ничего — ни сарайчика, ни домушки или квартирешечки в обреченной на реновацию московской хрущевке, ни участочка в 6 соток. У них нет никакой собственности, хотя большинство, с точки зрения рядового россиянина, совсем не бедствует. Сергей Гаврилов (КПРФ), Станислав Говорухин («ЕР»), Михаил Дегтярев (ЛДПР), лидер фракции «СР» Сергей Миронов, Ярослав Нилов (ЛДПР), Ольга Савастьянова («ЕР») и Ирина Яровая («ЕР»): у последней нет и машины, заявлена лишь служебная депутатская квартира…
У некоторых, правда, недвижимостью, и иногда обильной, обладают супруги: например, у одномандатника из Саратовской области Олега Грищенко («ЕР») нет ничего, доход его составил за год 2,6 млн рублей, зато жена задекларировала 182 млн рублей, 15 объектов недвижимости, Mercedes-Benz S 350 D 4 MATIC и Toyota Land Cruizer 200. А у Вадима Белоусова («СР») с доходом в 4,7 млн рублей жена заявила 47 млн и 20 объектов недвижимости. Но в этой семье у главы есть хотя бы приличная движимость: 4 автомобиля.
Впрочем, все менее модной становится когда-то очень популярный образец семейной декларации, где жена депутата богаче его самого, как у г-на Грищенко. На этот раз таких пар оказалось 32 (около 7%). Из 26 самых богатых семей их 7, то есть почти 30%…
При этом есть целых 28 депутатских семей, где ничего нет ни у самого депутата, ни у его второй половины! Таких «неимущих» в прошлом году было меньше — 21.
Что касается зарубежной недвижимости (ею владеть депутатам и их супругам не возбраняется), здесь тенденция обратная той, что мы замечали в случае с состоящими в браке: из года в год число депутатов, заявляющих о таковой, сокращается. В 2016 году дома, квартиры или участки в других странах имела 21 депутатская семья. Больше всех российские парламентарии любят теплую Испанию: 8 случаев. Недвижимость там есть, например, у супруги Умахана Умаханова («ЕР»), Константина Затулина («ЕР») и у супруги Николая Валуева («ЕР»). На втором месте по популярности — Болгария: три депутатские семьи выбрали ее в качестве места для вложений. Грузия, Великобритания, Швейцария, Франция, Финляндия, Украина, Белоруссия, Чехия и Латвия — такова география зарубежной депутатской собственности. Ни у одного из «форбсовских» в Госдуме собственности за рубежом нет, хотя, казалось бы…
Совокупный заявленный только самим депутатами Госдумы денежный доход за 2016 год составил 8,4 млрд российских рублей. Если поделить эту астрономическую, с точки зрения обывателя, сумму на число депутатов, то получим средний доход в 18 млн 800 тысяч рублей. Примерно по 1,6 млн рублей в месяц.
У большинства трудоспособных россиян других весомых денежных доходов, кроме зарплат, нет. Средняя зарплата по стране в 2016 году составляла 36,7 тысячи рублей в месяц. Значит, средний денежный доход депутата в 143 раза превышает среднюю зарплату по стране.
Медианный доход депутата в 2016 году составил 4,9 млн рублей, то есть примерно 408 тысяч рублей на месяц: у половины народных избранников доход был меньше этого, у половины — больше. Медианная зарплата в России в 2016 году составляла около 30 тысяч рублей в месяц и была, таким образом, в 13,6 раза меньше медианного дохода депутата.
Эти относительные и далеко не безупречные с точки зрения статистики цифры — совсем не про декларации депутатов Госдумы. Эти цифры — про ту страну, в которой они живут и население которой представляют.
Читайте материал "Денег нет: премьер Медведев беднее, чем пол кабмина"