По версии следствия, в результате сделки, посредником в которой должна была стать глава телеканала «Регион‑12» Наталия Кожанова, Криваш должен был получить аграрную компанию «Тепличный», контролируемую членами семьи Маркелова. Примечательно, что уголовное дело было возбуждено только 12 апреля, но следователи уже провели обыски в квартире дочери и доме бывшей жены экс-главы Марий Эл, а самого Маркелова под конвоем этапировали из Йошкар-Олы в Москву.
При этом единственным, кого пока не задержали, является Криваш. По словам его адвоката Игоря Трунова, в данный момент он находится на лечении за границей.
О республиканском олигархе известно, что до недавнего времени ему принадлежало другое большое аграрное предприятие региона — птицефабрика «Акашево». В 2012 году во время встречи с Владимиром Путиным Маркелов называл эту компанию уникальным и социально значимым инвестиционным проектом для региона. При этом «Акашево» получило из казны Марий Эл 1 миллиард 850 миллионов рублей. Но, по подсчетам экономистов, налоги, которые предприятие перечисляло в региональный бюджет, не превышали 55 миллионов рублей. В итоге Криваш избавился от «Акашево». За свои «успехи» на аграрном поприще он получил в народе своеобразное прозвище — «куриный олигарх».
Что касается деятельности «Региона‑12», которым руководит Кожанова, то она неоднозначна. Подозреваемая управляет строительным отделом компании, но помимо этого предприятие работает и как СМИ с отдельным руководством. Уставный капитал фирмы, созданной в 2002 году, всего 10 тысяч рублей, но ее чистая прибыль в 2015 году составила 1 миллиард 190 миллионов рублей. Акции многопрофильной компании принадлежат ООО «Июнь 2006» (годовой оборот компании за 2013 год составил 2 миллиарда 260 миллионов рублей), принадлежащего мачехе Маркелова, Татьяне. В список других крупных предприятий, относящихся к «Июнь 2006», помимо СМИ, цементного и ликеро-водочного заводов также входит злополучный «Тепличный».
Как сообщали источники в правительстве Марий Эл, после отставки Маркелов собирался стать членом Совета Федерации. Если верить пресс-секретарю Президента России Дмитрию Пескову, Кремль знал о неких вопросах силовиков к бывшему главе региона, но его замена была продиктована не уголовным преследованием, а обычной ротацией кадров. Между тем врио главы региона Александр Евстифеев накануне задержания своего предшественника назвал республику предбанкротной и уехал в командировку в Москву.
«МК» выяснил у экспертов, чем Маркелов запомнился в Марий Эл и почему силовики заинтересовались им после добровольной отставки.
Геннадий ЗУБКОВ, руководитель фракции КПРФ в парламенте Марий Эл: «Скорее всего, вышестоящее начальство предложило Маркелову выбирать: добровольная отставка или уголовное дело. Он выбрал меньшее из зол, но в конечном итоге правоохранительные органы все равно взялись за него. Думаю, что это не последняя посадка. За решеткой уже находится экс-министр государственного имущества Марий Эл Наталья Хайруллова, возбуждено уголовное дело против бывшего министра сельского хозяйства Ираиды Долгушевой. Другим членам правительства тоже придется несладко».
Александр КЫНЕВ, эксперт Фонда гражданских инициатив: «Задержание Маркелова выглядит нетипичным. Обычно губернатор уходит либо по-плохому, либо по-хорошему. В первом случае он получает теплое место, а во втором — формулировку «в связи с утратой доверия», которая ведет либо к задержанию, либо к отсутствию новых предложений по работе. До сих пор эта формула не давала сбоев. При этом на Маркелова всегда публиковалось очень много компромата, поэтому вряд ли Кремль мог внезапно узнать что-то такое, что переполнило его чашу терпения.
Складывается ощущение, что изменение формата отставки является результатом нервозности. Возможно, Кремлю потребовалось срочно перебить негативную информационную повестку».