- Уже в ближайшее время российским спецслужбам придется ответить на очень большой перечень вопросов, связанных с взрывами в питерском метро. Конечно, сейчас строить версии рано, однако выдвинуть некоторые предположения можно. Во-первых, довольно давно мы уже слышим от украинских военных, политиков и националистически настроенной молодежи, что они будут нас убивать...
- То есть граждане Украины могли быть причастны к взрывам в метро?
- Почему нет? Любой из них легко «сольется» с местными жителями — все прекрасно владеют русским языком, абсолютно неприметной славянской внешности. Зашел, оставил пакет в углу вагона, вышел... Во-вторых, нельзя не учитывать и радикальных исламистов.
И в-третьих, учитывая последние события в стране, а именно масштабные акции неповиновения, нельзя не брать в расчет и эту группу.
- Честно говоря, не очень верится в то, что оппозиция могла пойти на такой шаг.
- Согласен. Предположить, что они могли это сделать, можно с большой натяжкой. Сложно поверить, что оппозиция пойдет в такое открытое противоборство с государством. Однако российская история знает немало примеров. И ничего исключать нельзя.
- Как вы считаете, то, что Владимир Путин в момент теракта находился в Санкт-Петербурге — случайность?
Все это очень похоже на хорошо спланированное действие. Я не думаю, что это случайность...
Сам факт, что взрыв прогремел в метро — в замкнутом пространстве, где возможны максимальные разрушения и жертвы, говорит о том, что кто-то пошел по проторенной дороге и то, что произошло — калька с осуществленных взрывов. И если окажется, что взрывное устройство действительно было начинено поражающими элементами - это только подтвердит эту мысль.
- Наверное, главный вопрос, который сейчас задают многие — куда смотрели спецслужбы и органы правопорядка, когда в городе находился глава государства...
- Элементарно. Все усиление было вокруг первого лица государства и самого мероприятия, которое проходит в Санкт-Петербурге. Если бы была упреждающая информация, то и усиление было бы другое...
- Прояснится ли ситуация после того, как кто-нибудь возьмет на себя ответственность за случившееся?
- С одной стороны, некая ясность, конечно, наступит. Но она может быть обманчивой. Потому что ответственность за случившееся может взять, кто угодно. И даже те, кто никакого отношения к взрывам не имеет.
Как именно произошел взрыв, почему он имел именно такие последствия, кто мог совершить теракт — на эти вопросы «МК» ответил консультант подразделения по борьбе с терроризмом (ныне оно называется — по защите конституционного строя) ФСБ России, участвовавший в расследовании терактов в течение последних 10 лет, Вадим ЛЯЛИН:
— Взрыв произошел, когда поезд тормозил, подъезжая к станции. Взорвалось так называемое безоболочное самодельное взрывное устройство с поражающими элементами. Обратите внимание, как «прошита» крыша вагона — она словно сито. И это как раз результат воздействия поражающих элементов.
Сейчас трудно сказать точно, но, скорее всего, оно было небольшой мощности — 250–500 граммов в тротиловом эквиваленте. Этот вывод можно делать, исходя из того, что вывернулись только двери, которые слабее, чем стены вагона, и вышибло стекла. А сам вагон не сошел с рельсов.
Что касается террориста, тут, скорее всего, был «человек- торпеда». И возможны два варианта. Первый — он не знал, что везет, а бомбу активировали посредством мобильной связи (вы замечали, что даже в Москве в метро не везде работают сотовые телефоны, чаще можно поймать сигнал при приближении к станции). Но это маловероятно, потому что тогда бы его самого «разметало» по кускам, а частей тела мы на фото не видим (если только они не внутри вагона). Потому второй вариант наиболее реальный. Согласно ему, террорист оставил взрывное устройство с таймером в вагоне перед тем, как выйти и затеряться в толпе. Сунул его, к примеру, незаметно под скамью.
Читайте нашу онлайн-трансляцию «Теракт в метро Санкт-Петербурга»