Замглавы комитета Владимир Панов («ЕР») кратко обрисовал содержание работы, которой депутатам и экспертам предстоит заняться в ближайшее время. «Все согласны с тем, что животные испытывают эмоции и страдания», — заявил депутат, и потому следует прописать, что такое «жестокое обращение»: без этого не смогут заработать пять новых статей, которыми предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях. Сейчас для живодеров только в Уголовном кодексе есть статья 245, но ее сложно применять в тех случаях, когда владельцы приютов морят голодом животных: г‑н Панов уверен, что состав этой статьи УК впоследствии должен быть уточнен.
В отношении безнадзорных животных, по словам депутата, вроде бы все согласны с предложенной правительством схемой ОСВВ (отлов — стерилизация — вакцинация — возврат). А вот по правилам содержания и выгула домашних животных много нерешенных вопросов: в частности, нет единого мнения по вопросу о том, стоит ли запрещать содержание в домашних условиях опасных пород собак.
Будучи представленным как «штатный представитель зоосообщества», председатель попечительского совета Международного благотворительного фонда помощи животным актер Леонид Ярмольник заявил, что он «здесь не для декорации»: «закон нужен, потому что сейчас правил нет никаких, и он должен быть единым для всей страны, нельзя отдавать все на откуп регионам, потому что собака в Челябинской области не отличается от собаки в Москве». Г‑н Ярмольник надеется, что принимаемый закон «поможет навести порядок» и удовлетворит и тех людей, которые животных не любят и предлагают их «убрать, отловить и умертвить».
Особый интерес у присутствующих вызвал вопрос регистрации животных их собственниками. Правительство предлагает в течение трех лет создать федеральную информационную систему — вести ее будет ветеринарная служба. «Когда мы будем знать, сколько у нас домашних животных, мы сможем регулировать процессы и поймем, какие средства на это нужны. А то мы как будто идем в магазин и хотим купить «Мерседес», а денег у нас только на кефир», — объяснил необходимость учета г‑н Ярмольник. «Невозможно наказать за выгул собаки на детской площадке, если животное не зарегистрировано и его хозяин неизвестен», — добавила аргумент в пользу регистрации г‑жа Тимофеева. Но тут же признала: пока непонятно, как должна выглядеть эта регистрация и за чей счет она должна проводиться. В ходе дискуссии предлагалось государству взять расходы по регистрации на себя. Представители правительства это предложение не комментировали.
Тут г-н Панов напомнил, что в принципе регистрация в стране уже должна идти полным ходом: еще в 2015 году в России был принят закон «О ветеринарной безопасности», который предписывает регистрировать домашних животных, и спросил представителя Минсельхоза Евгения Морозова «как успехи».
Из ответа чиновника стало ясно, что «успехов» нет и закон не работает: в апреле 2016 года Минсельхоз утвердил перечень из 11 категорий животных, подлежащих регистрации, но до сих пор разработаны лишь положения о порядке регистрации… свиней и пчел и близка к финалу работа над положением о регистрации крупного рогатого скота. Но в том перечне значатся еще и лошади, ослы, мулы, лошаки, олени, верблюды, мелкий рогатый скот, собаки и кошки, домашние птицы, пушные звери вроде нутрий или норок и даже «рыбы и иные водные животные»…
«Когда вы собираетесь завершить разработку положений по всем животным?» — поинтересовался сенатор Михаил Щетинин. Г‑н Морозов неуверенно предположил, что к 2018 году или в 2018 году. «Это чисто совок, «прозаседавшиеся», — не выдержал г‑н Ярмольник и спросил, какая помощь нужна Минсельхозу. «Мы сами…» — тихо ответил г‑н Морозов.
Кстати, закон «Об ответственном обращении с животными» должен вступить в силу с 1 января 2018 года.