«Заявление турецкой стороны является очень понятным и предельно конкретным, – отметил в беседе с «МК» заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий ЕГОРЧЕНКОВ. – Завершается именно операция «Щит Ефрата» – цели, поставленные в ее рамках, были достигнуты. При этом пока не было заявлений о том, что турецкая сторона полностью прекращает свои действия на сирийской территории. Поэтому нельзя исключать, что, условно говоря, через несколько дней будет объявлено о начале некой новой военной операции».
Рассуждая о причинах такого шага Анкары, эксперт допустил, что сворачивание «Щита Ефрата», возможно, является своего рода попыткой «надавить» на американскую сторону в вопроса, связанных с участием курдов во взятии Ракки (сирийская «столица» ИГ) и в послевоенных процессах в Сирии. «Может быть, турки таким образом демонстрируют партнерам по НАТО свою позицию: «Мы вообще уйдем, а вы сами делайте, что хотите», – допускает Дмитрий Егорченков. Как известно, политика турецких властей в отношении курдов неоднократно подвергалась критике, например, со стороны США.
Напомним, что 30 марта в Турцию с официальным однодневным визитом прибыл глава Госдепартамента США Рекс Тиллерсон. Так что заявление Анкары о сворачивании операции накануне, очевидно, было неслучайным.
Что же касается взаимоотношений Турции с Россией (а связка Москва-Анкара-Тегеран в последние месяцы играет одну из ведущих ролей в Сирии), то, как отметил эксперт, тактическое сотрудничество между странами продолжается: «Координация осуществляется и по политической линии. Не стоит забывать, что турецкие власти контролируют и определенную часть сирийских оппозиционных сил».
«Москва уже значительно плотнее работает с курдами, – также напомнил Дмитрий Егорченков. – В том числе, в северных районах Сирии. Там уже установился диалог между официальным Дамаском и курдскими формированиями. Но всем участникам сирийского конфликта – в рамках узкого сегмента на севере страны, – активное участие турок там не слишком интересно. Присутствие турецких сил лишь осложняет и без того непростую ситуацию».
Тем не менее, данный регион является сферой жизненных интересов Турции. И, с учетом приближающегося референдума о расширении президентских полномочий (он пройдет в Турции 16 апреля), какие-то новые шаги на сирийском направлении Анкара в ближайшие недели наверняка предпримет, заключил эксперт.