У украинских же политиков к силовикам, не сумевшим защитить Вороненкова (важного свидетеля на грядущем слушании по существу иска Украины к России в Международном суде ООН), претензии более конкретные: почему россиянина охраняли не специально обученные специалисты из "Альфы" СБУ или Управления державной охраны, а всего лишь пара офицеров Главного управления разведки Минобороны?
Экс-депута Госдумы Илья Пономарев на злободневный вопрос попытался косвенно отреагировать: Вороненков-де, приехав из Первопрестольной в Киев, был стеснен в финансах, не мог самостоятельно оплачивать труд "крутых" охранных агентств. В Администрации же президента Украины (с которой якобы необходимо согласовывать такие вопросы) тянули с принятием решения. Пока не пришли к компромиссному варианту с ГУР МО. Подобную "правозащитную" (по выражению Пономарева) процедуру легко оформить приказом по Минобороны и это тоже можно считать "заботой государства". Ребята, дескать, в военной разведке серьезные...
Но на Украине действует закон "Об обеспечении безопасности лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве". В п. 3 с. 3 этого закона приведен исчерпывающий перечень государственных органов, осуществляющих меры безопасности участников уголовного процесса. ГУР Минобороны в перечне не упомянуто!
Было ли привлечение военной разведки к охране Вороненкова и его супруги Марии Максаковой следствием профессиональной беспомощности украинского силового блока - или выбор людьми Администрации Петра Порошенко сделан сознательно?..
... Дольше всех на месте расстрела Вороненкова возле входа в отель "Премьер Палас" задержался руководитель Главной военной прокуратуры Анатолий Матиос. Многие, включая автора этих строк, истолковали сию подробность как вытекающую из логики дальнейшего расследования дерзкого ЧП. Во-первых, военные прокуроры обязаны разобраться: как человек, находившийся во всеукраинском розыске по двум статьям УК, был зачислен в Национальную гвардию (что означало выдачу ему огнестрельного оружия)? Во-вторых, необходимо посекундно исследовать правильность действий во время форс-мажорной ситуации офицера ГУР Олега Петрова.
Известный украинский обличитель силовых ведомств Александр Ружанский уверен: к уголовной ответственности по ст. 380 УК Украины ("непринятие мер безопасности относительно лиц, взятых под защиту") следует привлечь... генерал-лейтенанта юстиции Анатолия Матиоса и капитана юстиции Руслана Кравченко - процессуального руководителя в деле о государственной измене экс-президента Украины Виктора Януковича. Ибо для возложения обязанностей обеспечивать личную безопасность Максаковой и Вороненкова вовсе не требуется какое-либо "добро" от людей Порошенко.
Процессуальный руководитель или следователь - даже не Главный военный прокурор - вправе самостоятельно назначать для обеспечения достаточной безопасности свидетеля Вороненкова "соответствующий и компетентный орган с профессионально подготовленным для таких мероприятий подразделением".
Назначение военных разведчиков на роль охранников Максаковой и Вороненкова крайне нежелательно еще по одной причине. В соответствии со ст. 14 Закона Украины "О разведывательных органах Украины" сведения о личном составе разведывательного органа составляют государственную тайну. Таким образом, "засвечивание" имени и фамилии охранника Вороненкова ставит руководство Украины и общественность республики в крайне щекотливую ситуацию
В настоящее время Марию Максакову и Илью Пономарева "передали" подразделению "Альфа". Бывших российских думцев возят по Киеву исключительно в бронеавтомобиле, вдобавок рядом постоянно находится еще одна машина с чекистами.