Россию ждут в Европейском союзе

«Беловежского обмана» в Европе не будет

«Беловежского обмана» в Европе не будет

Каждый раз, когда я смотрю на мероприятия, связанные с государственными праздниками, мне приходит в голову, что этот праздник может стать последним. Не знаю почему, но я сразу бессознательно вспоминаю кадры ролика о торжествах в честь 300-летия царствования дома Романовых в 1913 году. Какая роскошь! Какая грандиозность! Одна из самых могучих империй человечества отмечала годовщину своей семьи. И кто тогда мог бы подумать, что через 4 года вспыхнет революция и все трагически закончится?

Европейский союз (ЕС) отмечает 60-ю годовщину первых Римских договоров не в самой хорошей своей форме. Надо найти ответы на новые вызовы, такие как, например, необходимость определить дальнейшее развитие союза, замедление глобализации, геополитическое отступление США при Трампе, бурное технологическое развитие (в некоторых случаях лишающее работы людей).

Самым срочным пунктом тем не менее является противодействие популизму и национализму. Европейские ценности (демократия, толерантность, взаимное уважение) находятся сегодня в опасности.

Взгляд назад помогает отставить в сторону некоторые пропагандистские лозунги и постараться лучше понять натуру Европейского союза.

Уже в 1941 году группа антифашистов, находящихся в ссылке, под руководством Альтьеро Спинелли написала Манифест Вентотене о единой Европе. Тогда эта идея просто казалась утопией, но мыслители и послевоенные политики начали работу в этом направлении.

Цель проста: спустя тысячу лет трагедий европейцы хотели создать проект, который должен был бы гарантировать мир и благополучие своих народов.

Так начал строиться «Общий дом» из немецких и французских кирпичей, скрепленных итальянским и бенилюксовым цементом.

Британцы в этом не участвовали: по их прогнозам, все должно было рухнуть через несколько месяцев. Тому, у кого есть имперское прошлое, часто сложно понять построение общества, не являющегося «великой державой».

Телевизионные черно-белые кадры того исторического 25 марта 1957 г. показывают любопытных граждан, стоящих под дождем на площади Капитолия в ожидании новостей, в то время как политики заняты официальными речами и провозглашением документов, дающих другим государствам возможность стать членами Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Место подписания документа было выбрано не случайно. В Риме были заложены фундаменты европейской цивилизации и христианства.

«Наш шаг сделан не ради господства» — было объявлено в Капитолии. Такое грандиозное событие произошло всего спустя 12 лет после окончания самой страшной войны в истории человечества. Может ли это называться чудом? Надежда на общее благополучное будущее зародилась в Старом Свете.

И быстро материализовалась!

Образовалось сообщество свободных государств, куда потянулись и другие страны. Самые важные объединения были: в 1973 году с Великобританией, Ирландией и Данией, в 1986 году с Испанией и Португалией, в 1995 году с Австрией, Швецией и Финляндией.

В 2004 году, к сожалению, «Общий дом» превратился во что-то похожее на кондоминиум. Членами ЕС стали страны, которые присоединились больше по геополитическим причинам (оправданным тяжелым прошлым, а позже и украинским кризисом), чем по разделению общих ценностей.

И добавлю: двери для России в ЕС не закрыты. Подумайте, сколько положительных «евро»-моментов было у вас за последние годы.

Мне здесь хотелось бы еще раз вернуться к функциям, которые выполняет ЕС, а они часто забываются. Во-первых, это — антифашистское сообщество. Во-вторых, он является противовесом опасным националистам, которые всегда сталкиваются между собой.

Наполеон разве не был порождением французского экспансионизма? А Муссолини и Гитлер не были главарями итальянского и немецкого тоталитарных движений?

Рано или поздно, как учит история, эти больные европейские националисты нападают на Россию. Честно говоря, мне противно вспоминать о том, что в Питере (в городе блокадников) собрались в преддверии 70-й годовщины Великой Отечественной войны представители полуфашистов и ксенофобов Европы. Они были приглашены в Россию только потому, что являются «евроскептиками». В политике, как я наивно думаю, существует граница, которую было бы лучше никогда не переходить.

Из юбилейного саммита двадцати восьми в Риме выйдет новая Европа. Какой она будет, пока неизвестно. Конечно, Германия будет играть в ней центральную роль. Ведь исторически, предупреждает профессор Стефано Монти Брагадин из Генуэзского университета, «немцы никогда не умели быть лидерами, а просто использовали свою гегемонию. Вот одна из причин их провалов».

Если делать непростой прогноз, на мой взгляд, страны-основатели начнут путь к политическому соединению в федеративном формате. А другие, может быть, останутся в экономическом пространстве.

Однако урок нужно извлечь: постоянно с 1957 года Европа растет из кризиса в кризис. Она строится медленно, с трудом, но безопасно. США понадобился почти век, чтобы пройти такой путь.

Отдельных мыслей заслуживают те, кто остался или останется на периферии пока самого большого экономического рынка мира (500 миллионов потребителей). Мы все наблюдали за тем, что случилось на Украине, которая захотела подписать договор Ассоциации с ЕС. А затем Брекзит, который, на мой взгляд, в состоянии спровоцировать распад Соединенного Королевства.

Кто-то мог бы толком объяснить, почему Киев и Эдинбург должны отказаться от сладкого куска торта? Ради чего? Ради какого-то блестящего будущего других людей?

Мы живем в XXI веке. Мир, поделенный на сферы влияния, — дело прошлых веков. Как можно во времена глобализации принуждать ту или иную страну не делать то, что она хочет, и ограничивать ее суверенитет? Если завтра Мексика решит войти в состав Евразийского сообщества, может ли это остановить президент Дональд Трамп?

Поэтому пора определенным российским кругам смириться с тем, что появился новый серьезный партнер — конкурент в Старом Свете. Но конкурент не враждебный!

Европейцам выгоднее стабильная Россия, чтобы с ней можно было торговать и разделить безопасность. Чтобы монстры прошлого не возродились снова.

К сожалению, определенным силам проще кричать на всю ивановскую, что «они против нас», и поляризовать обстановку. Эти ностальгические движения надеются на то, что ЕС распадется, его видят как соперника в своем традиционном пространстве. Но реальность в ЕС быстро меняется.

После падения Берлинской стены выросли поколения, которые знают только единую Европу без границ и единую монету, то есть евро. Их называют «поколением Эразмуса» (название, произошедшее от успешной университетской интеграционной программы ЕС).

Если читатели смотрели телевизионные кадры победного празднования голландской партии «зеленых», получивших удивительные 20% голосов на недавних выборах, то заметили только молодые лица. Это те лица, которые можно видеть и вокруг французского кандидата Макрона, по некоторым опросам, фаворита на пост в Елисейский дворец.

Почти рекордная посещаемость на парламентском голосовании в Нидерландах тоже показывает, что европейцы хотят решать свое будущее, а не поддаваться апатии, как это было, например, в Польше в октябре 2015 года. В тех ситуациях действительно популисты, у которых нет альтернативных идей, кроме протестов, могут выиграть. «Беловежского обмана», как кричат ностальгические силы, не будет в Европе. Народы будут свободно голосовать. Вот голландский урок!

В заключение хотелось бы, чтобы в эти выходные те, у кого в сердцах царят мир и любовь, кто стоит за международное согласие и благополучие людей, подняли бокал за успех Европейского союза. Косвенно это праздник и для России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру