«Кто-то предположил, что Беларусь созрела для цветной революции», - сетует Лукашенко. Эти «кто-то», по его версии, - западные организации, которые финансируют белорусскую «пятую колонну» и которым «нужен мордобой, кровь». В свою очередь комментирующие ситуацию представители белорусской оппозиции призывают не верить в лукашенковские страшилки. По их версии, речь, скорее всего, идет о спецоперации белорусских спецслужб с непонятными пока что целями. Но оппозиционеры предполагают худшее: власть готовит почву для зачисток.
- Владимир Леонидович, к какой версии склоняетесь вы?
- Мне кажется, дыма без огня не бывает. До этого Лукашенко никогда не говорил о том, что его враги располагают вооруженными отрядами на территории страны. Представителей оппозиции можно понять: они боятся - и, возможно, не без основания, - что их могут обвинить в связях с этими группами. Версия оппозиции звучит красиво. Но пример других странах, в первую очередь - соседней Украины, говорит о том, что слова Лукашенко вполне могут быть правдой. Потому что на Украине именно так все и начиналось: готовились вооруженные группы, тренировались.
- Если считать, что информация достоверна, то каков может быть сценарий тех сил, которые стоят за боевиками? На что расчет?
- Мы этот сценарий видели на киевском Майдане. Разбивание палаток, придание протестным акциям постоянного характера. Плюс провокации. На Украине ведь так до сих пор и не расследовали, не установили, кто, собственно, стрелял, кто убил эту так называемую «небесную сотню». Но я могу вспомнить не только недавние события на Украине. Я могу вспомнить и известные события в Сербии 20-летней давности. То есть работают по шаблону. И зачастую эти шаблонные ходы приносят свои плоды. В особенности в те моменты, когда власть в той или иной стране начинает заигрывать с Западом и поэтому не готова, в том числе даже чисто психологически, на решительное подавление антиконституционной деятельности. А Лукашенко как раз начал такую игру.
- Что касается сроков, то речь, судя по всему, идет о 25 марта, когда белорусская оппозиция традиционно отмечает День воли.
- По-видимому, да.
- Ну вот всех провокаторов вроде бы обезвредили...
- А, может, не всех?
- То есть расслабляться Александру Григорьевичу рано?
- Думаю, расслабляться не стоит. Хотя рискну предложить, что 25 марта на улицы выйдет значительно меньше людей, чем предполагают оппозиционеры. Все-таки Лукашенко, объявив фактически мораторий на применение закона о безработных, в значительной мере снял острое общественное недовольство.
- То есть революции не будет?
- Пока - нет.