Напомним, что впервые о «законе Тимченко», как его назвал экс-депутат Государственной Думы Дмитрий Гудков в своем фейсбуке, стало известно вчера из сообщения «Интерфакса». Законопроект получил одобрение комитета Думы по бюджету и налогам, при этом он не был заявлен в его повестке.
Позднее о содержании законопроекта написал и РБК, указав на автора — Макарова.
Согласно идее документа, в случае, если налоговый резидент России попал под санкции и при этом является налоговым резидентом также и другой страны, он сможет написать заявление о сложении с себя статуса резидента в РФ, тем самым получив возможность не платить здесь налоги.
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты предположили, что такая мера нужна для того, чтобы попавшие в санкционные списки ЕС и США бизнесмены, купившие себе статус налогового резидента в офшорах, в принципе могли не платить налоги: в России их от этого освободил бы закон, а в офшорах с их нулевой или крайне низкой ставкой это не было бы проблемой, пусть даже бизнесмен реально и не жил бы там.
Предполагая, кому на руку может быть принимаемая поправка, Гудков и назвал документ «законом Тимченко» (т.е. друга президента РФ Геннадия Тимченко - ред.) по аналогии с ранее обсуждавшимся в Думе «законом Ротенберга», согласно которому российский бюджет должен был бы компенсировать фигурантам санкционных списков замороженное в других странах имущество.
Макаров в комментарии ТАССу назвал подозрения "Коммерсанта" "бредом".
Он заявил, что причиной поправки является то, что «люди, попавшие под санкции, не могут жить там, они живут здесь. По нашему законодательству они наши резиденты. В случае, если у них есть компании, их резидентом может признавать та страна, где находится эта компания».
Таким образом, пояснил Макаров, возникает ситуация двойного налогообложения. В обычном случае она разрешалась бы «путем переговоров министерств финансов двух договаривающихся стран», но сейчас это невозможно. Таким образом, Макаров назвал поправку «абсолютно технологической», не пояснив, однако, кого именно в санкционных списках она может касаться. Напомним, что в основном в них входят российские и частично украинские политики и военные.