Замглавы аппарата правительства Андрей Логинов признал: «В последние годы обнаруживается рост нормативных предписаний в законодательстве», то есть все чаще в тексте принятого закона многие детали не прописываются, и все сводится к поручению правительству или ведомству разработать позднее тот или иной порядок, правила или требования, без которых весь закон может повиснуть в воздухе. В 2016 году предписания разработать нормативные акты содержались в 471 законе, и было этих предписаний 1518 штук — в полтора раза больше, чем в 2015 году, и в 1,7 раза больше, чем в 2014-м. 230 законов, требующих подзаконных актов, приняли за два последних месяца своей работы депутаты шестого созыва.
Чиновник не стал уточнять, что львиная доля принятых в прошлогоднем майско-июньском аврале законов пришли из правительства — оно и настаивало на срочном их принятии.
До сих пор не выполнено 1060 предписаний о разработке нормативных актов, предусмотренных принятыми в 2013–2016 годах законами. Причем 359 из них приходится всего на четыре закона. Г-н Логинов объяснил задержку тем, что при написании и утверждении постановлений или распоряжений правительство проводит долгие и широкие консультации с отраслевыми ассоциациями, общественными организациями, экспертами. Но, заверил чиновник, сейчас реализуется комплекс мер, которые позволят в 1,5 раза ускорить работу.
В Совете законодателей, куда входят депутаты, сенаторы и главы региональных парламентов, есть специальная комиссия по мониторингу законодательства. Ее председатель, глава парламента Северной Осетии — Алании Алексей Мачнев, продолжил скорбный список проблемных законов, реализовать которые субъекты РФ не могут из-за отсутствия подзаконных актов: нет положения о порядке проведения независимой медэкспертизы, нет порядка ведения региональной части федерального регистра больных СПИДом и туберкулезом… А вице-спикер Госдумы Ирина Яровая («ЕР») добавила, что нет никаких признаков разработки документов, предусмотренных принятым в конце 2016 года законом о новых требованиях к организации отдыха детей.
Г-н Мачнев надеется, что ситуация исправится после внесения в регламенты Госдумы и правительства изменений, требующих представлять в парламент информацию о подготовке нормативных актов перед третьим чтением законопроектов. Но это требование касается лишь законов, затрагивающих вопросы социальных выплат, и тех, что связаны с бюджетными расходами.
Спикер СФ Валентина Матвиенко выступила за радикальный способ решения проблемы: принимать в основном законы прямого действия, которые не требовали бы разработки подзаконных актов, а если и требовали, то в минимальном количестве. Спикер Госдумы Вячеслав Володин с ней согласился — «иначе у нас и дальше будет буксовать работа». Дело за малым: Госдуме не принимать законы с отсылочными нормами, а Совету Федерации их не одобрять…