Американские военные и политики давно обсуждали возможность отправки на территорию Сирии сухопутных сил, чтобы усилить войска поддерживаемой США коалиции арабских и курдских сил, сражающихся против ИГИЛ («Исламское государство», ИГ, ДАИШ – запрещенная в РФ и других странах террористическая группировка). Спецназовцы из США давно присутствуют на сирийской территории, оказывая поддержку бойцам оппозиции. В данном же случае речь идет о серьезном усилении американского военного присутствия в Сирии в свете готовящегося наступления на Ракку, фактическую столицу провозглашенного ИГИЛ «халифата».
Читайте материал: Турецкая армия атаковала войска Асада в западном Манбидже
Как уверяет источник издания The Washington Post, отправка морских пехотинцев на сирийскую территорию не является «побочным продуктом» требования президента Дональда Трампа выработать новый план по борьбе с «Исламским государством», а разрабатывалась в течение определенного времени.
Чиновники из оборонного ведомства подтвердили сайту Military.com, что морпехи, прикрепленные к 11-му экспедиционному отряду морской пехоты США несколько недель назад вошли на территорию Сирии для создания артиллерийской базы. Утверждается, что морские пехотинцы оснащены 155-мм гаубицами M777, максимальная дальнобойность которых может превышать 30 км.
Предполагается, что американские военные будут оказывать поддержку «Сирийским демократическим силам», в которых главную роль играют курдские формирования, и «Сирийской арабской коалиции» в наступлении на Ракку, воздерживаясь при этом от действий на передовой. По оценкам, в Ракке может находиться около 4000 боевиков ИГИЛ.
В прошлом году сходным образом контингент американских морпехов был отправлен в район иракского города Мосул, захваченного террористами ИГИЛ. Они также были усилены артиллерией, которая обеспечивала прикрытие для наступающих иракских проправительственных и курдских сил. В марте 2016 года во время ракетного обстрела погиб один из американских морских пехотинцев, еще 4 получили ранения – это первые военные потери США в Ираке после 2011 г.
СМИ сообщили также об отправке примерно 100 армейских рейнджеров в район сирийского города Мабидж на севере страны – как утверждается, с тем, чтобы помешать конкурирующим повстанческим группировкам воевать между собой. Сообщается также, что США направят еще до 1000 военнослужащих для резерва в Кувейте, откуда они, при необходимости, будут перебрасываться для последующих операций против боевиков-джихадистов.
Переброска американской морской пехоты в Сирию была ожидаемым шагом, отметил в беседе с «МК» востоковед Андрей СЕРЕНКО, что не отменяет ее значимости.
«Сложно себе представить, чтобы на подобное пошла администрация Обамы, и не последовало бы реакции Москвы и Дамаска. Тем более, что формально американцев в Сирию не приглашали – Башар Асад обращался за помощью к России и Ирану. Тем не менее, мы видим молчание как с российской, так и с сирийской стороны – на фоне очевидного стремления США взять «столицу» ИГИЛ в Сирии.
Понятно, что сейчас главную работу, изматывающую силы противника, делают иракцы (в Мосуле) и курды (и в Сирии, и в Ираке). Но когда настанет решающий день, в Ракку войдут американцы. Конечно, они будут принимать участие и в реальных предшествующих взятию города боях, но нет никаких сомнений, что Ракка будет взята – и это будет подано именно как американская победа.
Вряд ли ИГИЛ будет серьезно сопротивляться. И вряд ли под Раккой будет нечто, что мы наблюдали в иракском Мосуле – в других частях Сирии группировка уже весьма спокойно отдает захваченные территории.
Таким образом победа американцев в Ракке в те или иные сроки гарантирована. Но проблема в том, что взяв город, они его уже не отдадут. Сегодняшняя переброска сил США в Сирию – не просто переброска подразделений, которым предстоит воевать. Это переброска сил, которым предстоит обеспечивать новый мир после победы. Они должны будут гарантировать присутствие Соединенных Штатов – в той или иной форме – в Сирии.
Думаю, с этим связано и то, что американцы отклонили предложение России координировать боевые действия. Просто потому что затем им пришлось бы координировать и послевоенный мир. США к этому не готовы, им мало выиграть войну – им надо выиграть мир. Вашингтон хочет сделать это самостоятельно, чтобы затем определять условия послевоенного существования Сирии. Потому что после победы американцев в Ракке город и другие контролируемые США территории для нынешнего сирийского руководства будут точно потеряны».