По словам Захарченко, Киев встретит свой «ужасный конец». Тем временем, в ДНР около миллиона человек лишилось гуманитарной помощи с Украины...
С заключения Минских соглашений в 2014 году было ясно, что стороны конфликта на Донбассе не собираются их выполнять, и жители региона станут заложниками длительного переговорного процесса, который будет идти на фоне перманентных боевых действий. На третий год «мирного урегулирования» выяснилось, что даже такой формат себя исчерпал - «партии войны» с обеих сторон линии фронта решили окончательно разделить регион. И если не произойдет чуда, у них это обязательно получится, а страдать будут мирные жители.
На предприятиях Ахметова работали 73 тысячи человек, еще столько же трудились в связанных с его бизнесом конторах. При этом все налоги со своего многомиллионного бизнеса олигарх платил в украинский бюджет. Правда, взамен он каждый месяц оказывал гуманитарную помощь примерно миллиону жителей ДНР, но этого было мало. По оценкам главы самопровозглашенной республики Александра Захарченко, налоги с предприятий Ахметова могут увеличить бюджет ополченцев на 70%, что по логике сделает Донецк почти независимым от российской гуманитарной помощи. Переговоры по этому поводу шли с 2014 года, но каждый раз украинский бизнесмен отказывался идти на уступку, так как в этом случае на Украине он бы окончательно перешел в разряд «врага государства».
Судя по всему, в этот раз лидеры самопровозглашенных ДНР и ЛНР надеются довести начатое до конца, тем более что Ахметов сам заявил о закрытии своих предприятий из-за блокады. Но для перезапуска заводов, перешедших под управление ополченцев, и поставок их продукции в Россию потребуются годы и миллионы долларов, которые никто не станет вкладывать в условиях неоконченных боевых действий и угрозы международных санкций.
В связи с этим наблюдатели надеются, что Киев возьмется за ум, и в целях спасения собственной промышленности снимет блокаду, которую организовали не боевые части, а отбросы войны, выступающие за ее ведение до самого конца, даже если это будет означать взаимное уничтожение. Определенные надежды на это есть, так как вечером 1 марта в Киеве принял закон, разрешающий поставки в ДНР и ЛНР продовольствия, медикаментов и товаров, обеспечивающих работу всех угольных, металлургических и энергетических предприятий.
Чем может закончиться нынешний виток противостояния, «МК» выяснил у экспертов:
Денис Денисов, политолог:
- Для начала необходимо отметить, что введение внешнего управления - это не национализация или «отжим» бизнеса, до такой степени ситуацию нельзя гипертрофировать. В документе четко указано, что это временные меры до полного выполнения минских соглашений.
Обстановка, которую искусственно создала Украина с блокадой Донбасса, вынудила руководство ДНР и ЛНР предпринять такие меры. Эти действия прогнозировались, учитывая, как официальный Киев кошмарит свой народ, а ведь жители ДНР и ЛНР это граждане именно Украины. От действующей киевской власти никто не знает чего ожидать, а договариваться с таким соседом о чем-либо — невозможно.
Если говорить о тех мерах, которые принимает Кабмин Украины, то для начала надо убедиться, что они будут действовать. Мы неоднократно видели, что, если в Киеве были приняты какое-либо постановление, то оно не обязательно будет работать. Я не думаю, что сложившаяся обстановка как-либо изменится.
Насколько я понимаю, ни правительство Украины, ни Петр Порошенко не знают, что делать с националистами, устроившими блокаду. Они боятся применять силовой метод. Та реакция, которую мы увидели со стороны Киева на введение внешней администрации на предприятиях наглядно показывает, что решать проблему они не намерены. Жителям Донбасса начали отключать телефонную связь и интернет. Вот если бы Украина и руководители этих компаний, хотели бы помочь обычным гражданам, то действовали бы таким образом? Я считаю, что нет.
Своими действиями Украина делает все, чтобы в дальнейшем сделать совместную жизнь Донбасса и Киева невозможной. В связи с этим, я думаю, что переориентировать рынок в обратном направлении уже не придется, по крайней мере при действующей власти. Через год мы уже увидим первые положительные результаты, как для республик, так и для России. Конечно, если Киев все-же выполнит минские соглашения, то и вернуть предприятия на Украину не составит большого труда.
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования:
- От введения вешнего управления на предприятиях Донбасса, ДНР и ЛНР получат налоговые поступления, которые пойдут в их бюджет. Кроме того, доходы от продажи угля Украине через Россию также будут приносить деньги республикам. Украина от всего этого только проиграет — они будут вынуждены покупать донбасский уголь под видом российского, а это будет стоить значительно дороже, так как наличие подобных «серых схем» подразумевает большие затраты.
Я не понимаю, какие могут быть разговоры о переориентации рынка, если Россия в донбасском угле никогда не нуждалась. Уголь и дальше будет покупать Киев, но просто более сложным путем и под видом российского энергоресурса. Будет история, как с словацким газом, который фактически Киев покупает у России, но через Словакию.
Вся блокада делается для того, чтобы сместить Петра Порошенко. Этого хотят на Украине многие — Коломойский, Тимошенко, Билецкий и Турчинов, которые раньше конфликтовали, а теперь поддерживают блокаду. Как объяснить тот факт, что 300-тысячное МВД Авакова не может разогнать несколько блокпостов националистов? Если им удастся сместить Порошенко и при этом не развалить Украину, то все вернется на свои места. Только делить большую часть прибыли от торговли, которая не поступает в бюджет, будут не Порошенко с Ахметовым, а другие «уважаемые» люди»
Читайте материалы по теме: «Национализация в ДНР изнутри: «Фима два года не платил»
«Донбасс пошел по пути Крыма: Ахметова выдавливают по капле»