Вот уже как три года Украина ведет так называемую «антитеррористическую операцию» против собственного населения на востоке страны. За это время по различным данным погибло от 10 до 50 тысяч человек. При этом последняя цифра озвучивалась влиятельным немецким изданием Frankfurter Allgemeine Zeitung со ссылкой на источники в спецслужбах ФРГ еще два года назад. Если ей доверять, то нынешнее количество потерь обеих сторон, на сегодняшний день, будет еще большим.
Все это время с перерывами на ведение активных боевых действий функционировала металлургическая империя Рината Ахметова, чьи перерабатывающие мощности находятся на подконтрольной Украине территории, в то время как сырье шло с территорий ДНР-ЛНР.
При этом Ахметов оставался одной из влиятельных фигур в украинской политике. Имея договоренности о поддержке с бывшим премьер-министром Арсением Яценюком, он долгое время сопротивлялся рейдерским атакам Порошенко на свой бизнес.
Ради сохранения бизнеса и влияния Ахметов неоднократно демонстративно присягал на верность новым властям Украины, оплачивая из заработанных им на Донбассе денег многие политические авантюры. Так, одним из его спонсорских проектов последних лет был неутомимый в своей сельской русофобии лидер Радикальной партии Олег Ляшко. С этим связана активность Ляшко в Мариуполе и других прифронтовых городах, где имеются интересы Ахметова.
Логика понятна – от радикалов случайных Ринат Леонидович предпочитал защищаться радикалами профессиональными. И все это, повторюсь, происходило за счет сырья, добытого шахтерами и металлургами Донецкой и Луганской народных республик. Основным же мотивом для внутреннего потребления на Донбассе был следующий: Ахметов – единственный, кто способен обеспечить работой десятки тысяч людей и их семей, и если не он, то кто. Как ни странно, подобная схема работала довольно долго. Но все-таки дала сбой.
С конца января анонимные, но неплохо укомплектованные «активисты» начали блокаду Донбасса. Потом к ним присоединились отдельные украинские депутаты, как утверждают злые языки, желающие таким образом пошантажировать Ахметова. Сначала в тестовом режиме они перекрыли пару железнодорожных путей, связывающих восставшие области с Киевом. Затем постепенно это стало распространяться уже на все большее количество дорог и узлов сообщения.
Схожая тактика полтора года назад применялась и в случае с блокадой Крыма с той лишь разницей, что Донбасс связывает с Украиной гораздо большее количество коммуникаций. Как мы помним, Крым с той блокадой справился и – спасибо её организаторам – гораздо быстрее, чем прежде предполагалось, перешел полностью на российское обеспечение во всем от продуктов питания до электричества.
С учетом того, что, в отличие от Донбасса, Крым к тому моменту уже являлся частью Российской Федерации, в ДНР-ЛНР эти процессы заняли определенное время. Однако же местные власти народных республик сложно упрекнуть в том, что они не подготовились. На протяжении более чем года прорабатывались варианты перевода работы многих предприятий подконтрольной части Донбасса на российские рельсы. Конечно, в силу отсутствия официального признания статуса данных территорий сделать это было сложнее, чем в случае с Крымом. Но наличие официального признания ДНР и ЛНР со стороны признанной Россией Южной Осетии предполагает возможность работы в законном русле.
Объективно немало способствует деблокированию Донбасса и факт признания Россией паспортов ДНР-ЛНР, объявленный Президентом Путиным в феврале. Конечно, переориентация на новые рынки, а где-то изменение транзитных путей на старые займет какое-то время, но в любом случае донецкая промышленность от этого только выиграет. Во-первых, немалые налоги начнут наполнять местные, а не украинские бюджеты. Во-вторых, зависимость работающего населения ДНР-ЛНР от Украины резко сократится. В-третьих, в финансовом плане республики полностью перейдут на рубли. В-четвертых, вырастут социальные обязательства местных властей перед сотрудниками предприятий с внешним управлением. И, наконец, в-пятых, это большой шаг на пути интеграции Донбасса с Россией.
Спустя три года после стремительных событий «Русской весны» Донбасс медленно, но верно идет по пути Крыма. В условиях тотального страха Порошенко перед выполнением Минских соглашений это единственно возможный путь дальнейшего развития событий.
С учетом экспортного потенциала пока еще непризнанных республик это может стать наглядным подтверждением поговорки про «долго запрягают, но быстро едут». Пусть даже изначально республики вынужденно пошли на такой шаг. Но в результате именно стремление Украины как можно сильнее навредить территориям, которые захотели уйти от Киева после госпереворота, увеличивает скорость их интеграции с Россией. Что ж, и на том спасибо.
Читайте материалы по теме: «Национализация в ДНР изнутри: «Фима два года не платил»