Прежде работа губернаторского корпуса оценивалась на основании нескольких рейтингов, составленных близкими Кремлю организациями. Ранжированием региональных руководителей, в частности, занимались Центр информационных коммуникаций, Фонд развития гражданского общества, Фонд «Петербургская политика» и др. Кроме того, свой рейтинг на основании упоминаний в СМИ презентовала «Медиалогия». Естественно, столь различные структуры пользовались разными методиками и набором критериев, а их результаты зачастую полностью противоречили друг другу. "Губернаторы не понимали, что от них хотят. Один и тот же человек в одном рейтинге мог оказаться в числе лидеров, а в другом - в аутсайдерах", - рассказывает собеседник, близкий АП.
С приходом в Кремль Сергея Кириенко ситуация изменилась. Он решил взять составление рейтинга под собственный контроль и задействовать в работе принципы, усвоенные за время работы в бизнесе. Там для оценки целесообразности любого решения используется максимум 5-7 критериев.
Применительно к губернаторам Кириенко сократил это число до трех: экономическая эффективность, доверие населения и отсутствие претензий со стороны правоохранительных органов. Ни возраст главы региона, ни количество лет во власти значимыми критериями не являются. И даже электоральный результат партии власти, решивший судьбу многих губернаторов после парламентских выборов 2011 года, принципиально не повлиял на оценку, утверждает источник "МК".
В соответствии с выбранными критериями всех губернаторов разделили на три группы: аутсайдеров, которым уже ничто не поможет, "тихих троечников", которые не до конца безнадежны и под руководством опытного тьютора еще могут исправить ситуацию на вверенных территориях, и успешных руководителей, перед которыми можно ставить амбициозные задачи. Этот рейтинг в конце прошлого года Сергей Кириенко передал Владимиру Путину.
И уже 12 января последовала первая отставка - о своем желании покинуть пост заявил глава Адыгеи Аслан Тхакушинов. Еще два губернатора - Бурятии и Пермского края - лишились своих постов на прошлой неделе. В понедельник, 13 февраля, Дмитрий Песков анонсировал, что президент намерен продолжить работу с регионами. Эти прозрачные намеки уже привели к отставке губернаторов Новгородской и Рязанских областей, фигурировавших в рейтинге.
Примечательно, что в каждом случае ситуация развивается по сходному сценарию. С утра - на пресс-конференции или совещании - глава региона, получивший "черную метку" АП, сообщает, что принял решение сложить полномочия. А после полудня к делу подключается президент, который выводит в свет заранее подобранного и морально подготовленного приемника. Это, как показывает практика, люди с разным бэкграундом, но между ними есть немало общего. Во-первых, возраст - все последние и.о. заметно моложе подавляющего большинства своих коллег. (Например, Максиму Решетникову, отправленному в Пермскую область, и назначенному и.о. губернатора Новгородской области Андрею Никитину - по 37 лет). Во-вторых, это 100% технократы, проверенные на "вшивость" системой (Решетников 6 лет отработал по началом Сергея Собянина, а Никитин возглавлял курируемое администрацией президента АСИ) и получившие подтверждение, что никаких политических амбиций у них нет.
Очередной преемник, пришедший на смену губернатору Рязанской области Олегу Ковалеву, также идеально вписывается в указанные характеристики. На встрече с Николаем Любимовым Владимир Путин сам обратил внимание на его сравнительно молодой возраст (и.о. губернатора недавно исполнилось 45 лет), который, как и в двух предыдущих случаях, сочетается с необходимым для новой должности жизненным опытом. Около года Любимов проработал спикером законодательного собрания соседней с Рязанью Калужской области, с 2007 по 2010 год был мэром Калуги, а с 2010 по 2015 - заместителем губернатора региона. В диалоге вновь испеченного и.о. с президентом предсказуемо превалировала социальная тематика. Путин попросил Любимова быть поближе к людям. Тот ответил, что уже и сам знает - "людей надо уметь слышать, и самое главное делать то, что нужно людям".
Дмитрий Песков призвал журналистов не искать "подковерные процессы" в последних отставках губернаторов, что также подтверждает наличие у Кремля готового списка, который вовсе не является расстрельным. Все губернаторы, по словам пресс-секретаря президента, написали заявления по собственному желанию, а Владимир Путин "неоднократно весьма позитивно отзывался об их работе". Песков отметил, что нынешняя ротация вписывается в электоральный календарь, однако отказался признать, что этот процесс впрямую связан с предстоящими выборами президента. "Я уже неоднократно говорил, что у Кремля электорального календаря пока нет ", - подчеркнул он.
Собеседники "МК" в свою очередь отмечают, что никакой масштабной чистки в губернаторском корпусе не ожидается. Группа аутсайдеров в рейтинге Кириенко оказалась самой малочисленной, и это свидетельствует об эффективности региональной кадровой политики Кремля. Несмотря на то, что в 2014 году главам регионов пришлось столкнуться с ростом долговой нагрузки, падением платежеспособного спроса, уменьшением федеральных субсидий и необходимостью в рамках оскудевшего бюджета выполнять майские указы президента, подавляющее большинство с этими вызовами худо-бедно справились. В первоочередном списке остался только один фигурант "на вылет" - глава Карелии Александр Худилайнен. Итого получается, если считать с нового года, 6 человек. От общей численности губернаторского корпуса это всего 7%.
По косвенным признакам, отставка Худилайнена может случится уже в среду, хотя, конечно, всякое возможно. По данным карельских СМИ, губернатор 11 февраля был в Москве, где написал заявление с просьбой об отставке, датировав его днем ранее. Местные чиновники уже получили приглашение на прощальный банкет, который состоится 22 февраля. В свою очередь предполагаемый приемник Худилайнена - директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков - внезапно отменил свою пресс-конференцию, назначенную на 15 февраля.