Упомянутая выше строгая тетенька с печеньками – недавняя заместитель госсекретаря США по делам Евразии Виктория Нуланд – не только поддерживала в своих украинских “младших братьях” антироссийский боевой дух. Еще Нуланд, находясь в не слишком дружественном, но тесном контакте с Москвой, следила за тем, чтобы у официального Киева уж совсем не сносило крышу.
Сейчас наша заклятая подруга Тори (так в чиновном Вашингтоне было принято сокращать ее имя) уже не у дел. Ее начальственное кресло в Государственном департаменте – как и все другие начальственные кресла в этом ведомстве – пустует. И официальный Киев решил пойти на импровизацию: мол, от попытки нанести очередной удар по “сепаратистам и их московским кукловодам” хуже нам точно не будет, а, возможно, будет даже лучше.
Является ли нынешний паралич американской внешней политики единственной причиной агрессивных действий киевских лидеров в Донбассе? Уверен, что не является. Но сегодняшнее тревожное положение дел на Юго-Востоке Украины ясно показывает: России пора отказаться от одномерного восторженного отношения к Дональду Трампу. Новый президент США – это не только шанс на улучшение российско-американских отношений. Новый хозяин Белого дома – это еще и потенциальный источник самых неожиданных и серьезных проблем.
Первая из этих проблем уже показала себя во всем своем безобразии в опаленном кровавым пожаром Донбассе: когда мы остро нуждаемся в содействии Трампа, ему самым банальным образом не до нас. В киевских коридорах власти лютой ненавистью ненавидят Россию, презирают немцев и французов как “слабаков”, но очень чтят Вашингтон. Грозный окрик из этого города мог бы остановить попытку украинских силовиков взять реванш за прошлые поражения.
Однако в американской столице сейчас просто нет людей, у которых наличествовало бы желание или возможность скомандовать Киеву: “Куда вы прете? А ну-ка назад!” Сам президент утопает в миллионе проблем, как минимум половина из которых спровоцирована его собственными неумелыми действиями. Кабинет министров США не сформирован. Государственный департамент изрядно почищен от “нелояльных элементов”, но существует сейчас в виде пустой скорлупы. Трампу сейчас не до Украины – и, соответственно, мы не можем опереться на ресурс американского влияния.
Но потенциальная проблемность Дональда Трампа для России выходит далеко за рамки нынешнего вооруженного противостояния в Донбассе. Как я уже сказал, новый президент США обладает изумительной способностью создавать проблемы буквально на ровном месте. Зачем, например, новая администрация устроила грандиозную скандальную разборку с американскими СМИ из-за размеров толпы на инаугурации Трампа? Разве это имеет принципиальное значение?
И сам Трамп, и костяк его команды действуют импульсивно и непродуманно. Пока политика нового президента США – это любительщина в самом ее чистом виде. Трамп стремительно проедает свой политический ресурс- при полном отсутствии гарантий его возобновления. Первые дни пребывания Трампа в Белом доме – это серия непрерывных пиаровских катастроф как общенационального, так и международного масштаба. Я слабо себя представляю, как в таком режиме можно успешно поруководить Америкой год, не говоря уже о целом четырехлетнем президентском сроке.
Возможно, у меня просто не хватает воображения: Трамп сумеет переломить своих врагов через колено и стать эффективным лидером США. Но не исключен и прямо противоположный сценарий: или Трамп сохранит за собой пост президента, но полностью потеряет политическую инициативу, или он станет первым в истории главой США, в отношении которого будет доведен до конца процесс импичмента.
Путин должен держать все эти сценарии в своей голове. А российская дипломатия - пройти по очень тонкой грани. Мы обязаны по максимуму использовать готовность Трампа нормализовать отношения с РФ. Но российско-американские отношения не должны “раствориться в Трампе”: стать заложниками его политической судьбы. При мыслях о Трампе нашим лидерам не стоит забывать о надписях на дверях вагонов московского метро: “Не прислоняться”.
Если Трампу в тандеме с Путиным удастся улучшить отношения США с РФ, это, безусловно, будет считаться совместным достижением двух наших государств. Но вот ошибки и провалы Трампа – и внутри Америки, и на международной арене – должны быть только его ошибками и провалами, не нашими. Задача не просто очень сложная – задача сродни эквилибристике под куполом цирка без страховки. Надеюсь, что российским лидерам она окажется по плечу.