«Над Донецком без конца летают дроны. Украина запускает эти беспилотники, а потом по тому самому месту, где они пролетали, начинает лупить орудиями, - продолжает Пургин. - Фактически их войска стоят в пригородах. Ситуация сильно ухудшилась последнюю неделю, последние три дня стало совсем плохо, последние сутки — идет война...»
На вопрос, поможет ли открытое послание Дениса Пушилина и Владимира Дегтяренко к мировым лидерам, Пургин отвечает прямо: это все обычные политические заявления, надо же что-то говорить и предлагать, вот они и предлагают хоть что-то.
Рядовые ополченцы, представители ДНР и ЛНР, прибывшие сегодня на похороны первого главы Луганской республики 46-летнего Валерия Болотова — он внезапно скончался от инфаркта три дня назад в Москве, настроены еще более решительно. «Ухудшение неизбежно. Между украинцами и нами максимум четыре километра территории. Рано или поздно это расстояние «съестся», и начнутся бои».
«Было шаткое равновесие, а сейчас даже его нет, - продолжает Андрей Пургин. - Украинский эфир заполнен: ура-ура, мы освобождаем захваченные земли. Они на подъеме и вряд ли остановятся сейчас. При таком положении дел, даже если Порошенко позвонят и скажут: «Не стреляйте», прекратить кровопролитие будет невозможно, технически невозможно».
Игорь Стрелков, легендарный командир «Народного ополчения» на Донбассе, участник боевых действий и обороны Славянска, полагает, что никакая международная общественность в данный момент положение не улучшит, как к ней ни обращайся: «Помните, в советские времена был такой бессмысленный призыв «Освободите Луиса Корвалана»? Вместо того, чтобы срочно ставить всех под ружье, пытаются выдать такие вот бессмысленные симуляторы...»
Стрелков объясняет по существу: украинские войска начали наступление сегодня в пять утра, после массированной артподготовки атаковали промышленную зону между Авдеевкой и Донецком, напали на блокпосты, взяли два опорных пункта Алмаз-1 и Алмаз-2, повторно попытались прорвать оборону села Коминтерново.
«По всему фронту ДНР сейчас идет их наступление», - подводит итог Стрелков. Когда же я спрашиваю его, почему именно здесь и сейчас, может, как-то связано с инаугурацией того же Трампа, с переменами в европейской политике, еще с чем-то, отвечает просто: «Несколько дней назад украинцы официально и с разрешением инспектировали наши военные объекты в Ростовской области, выясняли, насколько те боеспособны. Мы сами их туда пустили... Естественно, они поняли, что все лучшие кадры сейчас задействованы в операции в Сирии и путь открыт. Насколько я знаю, это еще цветочки — их батальонно-тактические группы (БТГ) — то есть. усиленные артиллерией и специальными подразделениями батальоны, стоят в резерве. Пока это разведка боем, но если они перейдут в наступление, то Донецк может быть взят».
«Я считаю, что надо использовать все пути, в том числе и дипломатические, чтобы разрядить ситуацию, - более позитивно настроен Александр Бородай, в 2014-м году бывший главой Донецкой Народной Республики, ныне — руководитель Союза Добровольцев Донбасса. - Больше двух лет Донбасс живет в условиях гуманитарной катастрофы. Для мирного населения это положение дел нестерпимо. Конечно, люди ко всему привыкают, они готовы терпеть трудности — но сколько можно? Может быть, именно сейчас, когда положение на фронте снова обострилось, мировая общественность, наконец, обратит на это внимание? Да, Киев всегда игнорировал и будет игнорировать все, что было подписано в Минске, но, как я считаю, формат «минских соглашений» в свое время сыграл довольно серьезную роль».
«Гражданская война длится очень долго и обычно изматывает все стороны, - отметил Александр Бородай. - И крайне редко, когда заканчивается без убедительной победы одной из сторон. Вопрос очевиден: победить Донбасс невозможно. Следовательно, остается ждать, когда падет киевский режим...»