Патриарх выступил против изъятия единственного жилья у должников

Инициативу Минюста назвали «нравственно недопустимой»

Законодательная инициатива Министерства юстиции РФ, позволяющая в судебном порядке отбирать единственные квартиры у должников, может затронуть 20 тыс. человек, а первыми жилье рискуют потерять алиментщики. Об этом стало известно в ходе рассмотрения законопроекта на нулевых слушаниях в Общественной палате. Чиновники, принявшие участие в обсуждении, уверены, что предлагаемая норма поможет решить проблемы с задолженностями населения, а представители общественных организаций всерьез настаивают, что закон нарушает Конституцию и грозит превратить тысячи россиян в бомжей.

Инициативу Минюста назвали «нравственно недопустимой»

Законопроектом Минюста подразумевается внесение изменений в Гражданский кодекс РФ, которые позволят приставам арестовывать и выставлять на продажу «избыточное жилье» у граждан с различными задолженностями. Под этим термином подразумевается единственная жилплощадь, превышающая по размеру потребности неплательщика и его семьи. После реализации собственности должнику выплачивается сумма для приобретения другого жилья из расчета минимальной нормы квадратных метров на человека. Уточняется, что решение о таком взыскании суд может принять в случае, если у должника нет другого имущества и достаточных доходов для погашения обязательств.

При этом искать и покупать новое жилье должнику придется самостоятельно — на сделку ему дается 3 месяца. Если по истечении этого срока гражданин не переедет в новую квартиру, то он должен перечислить полученные средства в местный бюджет, после чего власти выдадут ему новое жилое помещение строго по нормам. Согласно Жилищному кодексу эти нормы жилой площади в разных регионах России варьируются от 14 до 18 кв. метров на человека. В ходе обсуждения в Общественной палате выяснилось, что ЦБ РФ «концептуально поддерживает» законопроект. Как заявила на слушаниях экономический советник юридического департамента Банка России Любовь Григорьева, это «идея неплохая, но при ее реализации должны быть учтены все опасения».

А опасений немало. Например, член Общественной палаты Лидия Михеева сомневается в эффективности механизма реализации законопроекта, так как в нынешних рыночных условиях покупатели квартир вряд ли быстро найдутся и весь процесс может растянуться на долгие месяцы. Кроме того, она полагает, что муниципалитеты могут не справиться с задачей выдачи жилья должникам, располагая вырученной суммой. С Лидией Михеевой согласна омбудсмен по правам человека Татьяна Москалькова, которая назвала законопроект «несвоевременным в сегодняшних экономических условиях».

Норма об изъятии единственного жилья вызывает вопросы и с точки зрения соответствия Конституции России, в которой сказано, что наша страна является «социальным государством». Эксперты обращают внимание и на то, что по Гражданскому кодексу РФ (ст. 446) граждане имеют право на «иммунитет на единственное жилье», на которое государство покушается. Тот факт, что в предлагаемом Минюстом документе идет речь о нарушении иммунитета на единственное жилье, подтвердила и глава Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Галина Хованская. Но при этом она считает, что закон все-таки может иметь место, если «все аккуратно прописать». В свою очередь, глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков, чье ведомство и займется реализацией закона на практике, уверен, что речи о нарушении конституционных прав и вовсе не идет.

«Когда принимаются законы, нарушающие прописанные в кодексах права, обычно переписываются кодексы, и не в пользу граждан, — говорит в беседе с «МК» исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Если закон примут без изменений, множество людей может остаться на улице, в том числе и родственники должников — дети, старики, которые сами никому ничего не должны. У нас нет системы, которая всех этих людей обеспечила бы крышей над головой: в стране дефицит муниципального и некоммерческого жилья».

По ее словам, существуют и другие, менее радикальные способы работы с задолженностями, например, ограничение коммунальных ресурсов, принудительные работы. «Этот закон можно рассматривать только тогда, когда будут исчерпаны другие инструменты взыскания долгов и когда государство сможет гарантировать, что люди не останутся бомжами», — считает эксперт.

Показательно, что на сторону людей, лишаемых единственной крыши над головой, встала даже церковь. Накануне патриарх Кирилл раскритиковал законопроект о взыскании квартир с должников, сказав, что отбирать единственное жилье — нравственно недопустимо. Глава РПЦ всерьез опасается за людей, которые задолжали банкам и государству явно не от хорошей жизни, а теперь и вовсе могут оказаться на улице и скатиться к асоциальному образу жизни.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27313 от 1 февраля 2017

Заголовок в газете: Аморальная норма

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру