Это отказ от мирового лидерства в торговле
Алексей ПОРТАНСКИЙ, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН:
— Появление так называемых межрегиональных торговых соглашений, в том числе Транстихоокеанского партнерства, было вызвано объективными обстоятельствами и на 90% мотивировано торгово-экономическими причинами. Дело в том, что в XXI веке появилась необходимость в ускорении генерирования правил торговли между странами, и эту задачу, в частности, могли решить межрегиональные объединения. Вместе с тем у прошлой администрации Белого дома, которая продвигала проект ТТП, были и политические причины. Экс-президент Барак Обама и экс-госсекретарь Джон Керри не раз заявляли, что нельзя допустить, чтобы какая-то другая держава, а именно Китай, диктовала правила торговли в таком обширном регионе, как Азиатско-Тихоокеанский. При этом ошибочно полагать, что проект ТТП был чисто американским: первоначальный вариант был подписан Чили, Брунеем, Новой Зеландией и Сингапуром в 2005-м, а США вместе с остальными участниками присоединились к нему только в 2008 году. Однако без участия Штатов существование Транстихоокеанского партнерства будет проблематичным: в документе сказано, что для вступления соглашения в силу его должны ратифицировать минимум 5 стран и на них должно приходиться 85% общего ВВП. Но проект не похоронен окончательно, и есть как минимум два способа его спасти: переформатировать или перейти на систему двусторонних соглашений между участниками.
В целом решение Трампа выйти из соглашения является нетипичным для США, которые на протяжении всего послевоенного периода были лидерами либерализации и глобализации. Теперь же получается, что Америка готова отказаться от лидерских позиций в мировой экономике и торговле. Это явно вызывает недовольство значительной части политической и финансовой элиты страны. Можно предположить, что сам Трамп и его ближайшие соратники сейчас не до конца понимают последствия выхода из ТТП. Если в дальнейшем Вашингтон не продумает свою позицию по этому поводу, последствия для мировой экономики и торговли могут быть весьма серьезными.
Между тем этот акт США заставляет Россию вновь задуматься о своей роли и месте в международной торговле в связи с появлением новых глобальных форматов. У России есть два пути — присоединиться к какому-то из существующих межрегиональных партнерств или создать свое. Полагаю, что для нас наиболее приемлемым является сотрудничество со Всесторонним региональным экономическим партнерством (ВРЭП), производящим порядка 40% мирового ВВП, в котором США не участвуют, а лидером является Китай.
Пример эффективной помощи внутреннему производителю
Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук:
— Поскольку соглашение о Транстихоокеанском партнерстве не вступило в силу и без участия США не вступит, для экономик задействованных там стран ничего не изменится: они так же, как и раньше, будут платить таможенные пошлины. США — самый большой рынок для реализации потребительской продукции в мире, а остальные 11 стран подписали соглашение, чтобы проникнуть на этот рынок. Но Дональд Трамп посчитал, что для Америки беспошлинный ввоз товаров невыгоден, и он абсолютно прав. Новый американский президент совершил мужественный поступок, приняв решение о выходе из ТТП. Не случайно он окружил себя соратниками в лице успешных бизнесменов-миллиардеров, на которых не действуют уговоры и взятки лоббистов из промышленного сектора, предприятия которых давно вынесены за территорию США. Трамп понимает, что инициативы Буша-младшего и Обамы, продвигавших торговые партнерства, наносили огромный вред Америке, вымывали рабочие места и оголяли бюджет страны. Напомню, Дж. Буш-младший подписал закон о том, что прибыли, получаемые американскими компаниями на своих предприятиях за пределами США, американскими налогами не облагаются. Поэтому в США закрылись многие предприятия с тысячами рабочих мест, что привело, например, к банкротству целого города — Детройта.
Трамп же обещает снизить налоги, чтобы вернуть производства на территорию США и обеспечить рабочие места, а также поменять структуру производства с целью обеспечить приток средств в национальную экономику.
Для России решение США о выходе из ТТП — хороший пример одномоментной, эффективной помощи внутреннему производителю. Так как США ничего не могут поделать с долларом, они решили «поиграть» с протекционизмом. Но мы не можем себе этого позволить, так как являемся членами ВТО. С другой стороны, мы можем воздействовать на протекционистские заграждения в отношении российской экономики за счет курса рубля. Если мы резко снижаем курс, то делаем невыгодным ввоз продукции из других стран. Но сейчас рубль сильный, а при курсе в 60 рублей за доллар нет недостатка в импорте. Кроме того, на разнице курсов у нас в стране зарабатывают крупнейшие финансовые организации, и подобное положение дел пока вряд ли что-то может поменять.