Нравится или нет, но Барак Обама войдет в историю США как победитель. Он стал не только первым чернокожим президентом Америки, но и вытащил ее из сложного финансового положения, гарантируя в будущем лидерство в мире.
Посмотрим на факты, а не на лозунги. В третьем квартале 2016 года ВВП США прибавил 3,5%, биржа (где американцы хранят свои сбережения) бьет каждый день новый рекорд, и уровень безработицы минимален. Экономика Америки сегодня представляет 22% мирового номинального ВВП, и она примерно в 14 раз больше ВВП России.
В 2009 году среднестатистический гражданин США зарабатывал 47 575 долларов в год, а в 2015-м — 51 486. Для сравнения: в России в 2009 году — 10 219, а в 2015-м — 11 038. Прогнозы для американской экономики в будущем — просто блестящие.
Конечно, Обама допустил ошибки. Большим пятном является то, что он не сумел обеспечить продолжение своей работы. Хиллари Клинтон получила почти на 3 миллиона голосов больше, чем ее соперник Дональд Трамп, но проиграла из-за особенности выборной системы США.
И добавлю: жаль, что у него не получилось наладить хорошие отношения с Россией. Против него здесь поднялась такая волна пропаганды, сравнимая с той, которую я наблюдал против Бориса Николаевича Ельцина. Он спас страну от распада и войны, но не спас империю. Кажется, что врачи виноваты в болезни пациента!
Давайте более подробно проанализируем некоторые события.
В истории человечества империи и супердержавы часто рушились, прежде всего из-за финансово-экономического банкротства. Барак Обама и американские демократы не хотели этим рисковать. Следовательно, они меняли тактику еще Джорджа Буша, а также цели, например, во внешней политике, чтобы в будущем сохранить влияние США в мире.
Остановить все войны и реорганизоваться стало обязательным не только из-за вопросов, связанных с казной, но и из-за других эпохальных перемен, таких, как глобализация и технологическая революция. Они являются для всех серьезными вызовами, которыми нужно управлять, а не просто пассивно страдать от них.
Результат тех сложных решений очевиден: сегодняшняя Америка сильно отличается от той, второго мандата Джорджа Буша-младшего. Вот почему я не так уверен, что «XXI век будет китайским», как некоторые наблюдатели предсказывали в прошлом.
Финансовый кризис осени 2007 года, который никто не должен забывать, потряс Америку до фундамента. Поэтому победа Барака Обамы в ноябре 2008 года была совсем не случайна. Он олицетворял собой перемены в сравнении со слишком либеральной в экономике политикой республиканцев, а также надежду ограничить сумасшествие определенных кругов на Уолл-стрит.
Как современное воплощение Кутузова, Барак Обама дал приказ отступать по всем фронтам во внешней политике уже с первых дней своего пребывания в Белом доме.
Он сделал ставку на инновационную силу страны. И не зря. В итоге сейчас, в конце своего второго срока, он выиграл пари. Например, благодаря сланцевой революции в 2018 году американцы станут энергонезависимыми.
По этой причине Ближний Восток уже не является стратегическим для Вашингтона, как раньше. Не нужно так активно патрулировать маршруты нефти оттуда и тем оправдывать всю саудовскую политическую линию.
Таким образом, Белый дом смог поменять игру в этом регионе и стал искать решение для долговременного контракта с Ираном. Еще раньше он сумел создать единый западный фронт против Тегерана, который, после трех лет тяжелых экономических санкций, стал более сговорчивым и в июле 2015 года подписал договор о ядерной программе.
А что происходило на Ближнем Востоке в эти годы без прямого американского вмешательства? Европейцы показывали, что они более заинтересованы в создании ЕС, чем в единой внешней политике. В Сирии появился третий игрок, то есть арабские страны, а также российский «феникс».
Америка вкладывает 70% финансовых средств в НАТО. После крымского присоединения, являющегося отказом со стороны Москвы от пути, начатого Горбачевым в Рейкьявике в 1986 году, могут ли в будущем европейцы (особенно из бывших соцстран) не расширять свои денежные обязательства в военном альянсе?
Вашингтон давно знает, что в динамичном Тихоокеанском регионе будет сражаться за преимущество в мире. Уже с 2001 года США хотели сосредоточиться на сдерживании Китая как на приоритетной задаче внешней политики. (И такие планы есть у Трампа, судя по его первым заявлениям в качестве выбранного президента.) Но трагические события 11 сентября заставили Буша поменять цели. Афганистан и Ирак стали первоочередными вопросами.
Ракетные испытания Северной Кореи и военная активность Пекина в Южно-Китайском море смягчили критические взгляды Японии, Южной Кореи и их союзников на Америку. Даже на Окинаве, где присутствует самая большая база США в Азии, успокоились. Угроза насильственной конфронтации так велика, особенно после строения форпоста Поднебесной на путях, где сосредоточено 40% мировой торговли, что нет времени для других обсуждений.
При Обаме отношения с Россией тоже менялись, но, к сожалению, не в лучшую сторону, особенно из-за его непростых личных отношений с президентом Путиным. Во всяком случае, его решение отказаться от стратегического противоракетного щита Буша в пользу более дешевой региональной системы доказывало, что Вашингтон в реальности считает маловероятной войну с Москвой. Когда американцы решили передислоцировать межконтинентальные ракеты из Польши на Аляску, появились статьи в западной прессе о том, что российские генералы обиделись…
В XXI веке современные войны ведутся на финансовых рынках, на экономических и торговых площадях, на полях инноваций. Историки определят, насколько получение Нобелевской премии мира в первые месяцы президентства Обамы повлияло на его политику. И, конечно, насколько внутренняя ситуация вынудила Барака Обаму произвести эту революцию в международных отношениях.
В экономике, благодаря хорошим ценам в энергетике, американцы стали репатриировать производства из Азии и способствовали облегчению положения с домашним уровнем безработицы.
В торговле Обама намерен был создать две огромные зоны: TTIP (Transatlantic Trade and Investment Partnership) с Европой и TPP (Trans-Pacific Partnership) с тихоокеанскими странами, опасающимися Китая.
Так формировался бы рынок «своих» — от Ванкувера до Нарвы, от японского острова Хоккайдо до Австралии, включая Индокитай. Сегодня здесь сконцентрировано примерно 70% мирового ВВП или даже больше. Тем, кто окажется внутри, будут гарантированы привилегированные налоговые условия. Находящиеся вне этих зон начнут беднеть: их товары станут более дорогими и менее конкурентоспособными.
Половина работы уже сделана, но, кажется, Дональд Трамп имеет другие взгляды по этому вопросу. Посмотрим!
Специалисты по инновационным технологиям со всего мира продолжают ехать в Америку, чтобы реализовать свои мечты. Вот почему США будут держать преимущество в этих полях и в будущем. Многие компании имеют уже сегодня денежные обороты выше, чем ВВП целых государств.
После успеха по нормализации отношений с Кубой и его исторического визита в Хиросиму Барак Обама оставляет непростое наследство. Но надо добавить, что следующий американский президент будет иметь достаточные финансовые средства, чтобы вести более активную внешнюю политику, чем за последние 8 лет.
В итоге есть риск, что скоро люди будут грустить по целой эпохе с шутками про бананы и президентов…