Барак Обама — победитель

Бывший президент США сделал для своей страны больше, чем нам сейчас кажется

Бывший президент США сделал для своей страны больше, чем нам сейчас кажется

Нравится или нет, но Барак Обама войдет в историю США как победитель. Он стал не только первым чернокожим президентом Америки, но и вытащил ее из сложного финансового положения, гарантируя в будущем лидерство в мире.

Посмотрим на факты, а не на лозунги. В третьем квартале 2016 года ВВП США прибавил 3,5%, биржа (где американцы хранят свои сбережения) бьет каждый день новый рекорд, и уровень безработицы минимален. Экономика Америки сегодня представляет 22% мирового номинального ВВП, и она примерно в 14 раз больше ВВП России.

В 2009 году среднестатистический гражданин США зарабатывал 47 575 долларов в год, а в 2015-м — 51 486. Для сравнения: в России в 2009 году — 10 219, а в 2015-м — 11 038. Прогнозы для американской экономики в будущем — просто блестящие.

Конечно, Обама допустил ошибки. Большим пятном является то, что он не сумел обеспечить продолжение своей работы. Хиллари Клинтон получила почти на 3 миллиона голосов больше, чем ее соперник Дональд Трамп, но проиграла из-за особенности выборной системы США.

И добавлю: жаль, что у него не получилось наладить хорошие отношения с Россией. Против него здесь поднялась такая волна пропаганды, сравнимая с той, которую я наблюдал против Бориса Николаевича Ельцина. Он спас страну от распада и войны, но не спас империю. Кажется, что врачи виноваты в болезни пациента!

Давайте более подробно проанализируем некоторые события.

В истории человечества империи и супердержавы часто рушились, прежде всего из-за финансово-экономического банкротства. Барак Обама и американские демократы не хотели этим рисковать. Следовательно, они меняли тактику еще Джорджа Буша, а также цели, например, во внешней политике, чтобы в будущем сохранить влияние США в мире.

Остановить все войны и реорганизоваться стало обязательным не только из-за вопросов, связанных с казной, но и из-за других эпохальных перемен, таких, как глобализация и технологическая революция. Они являются для всех серьезными вызовами, которыми нужно управлять, а не просто пассивно страдать от них.

Результат тех сложных решений очевиден: сегодняшняя Америка сильно отличается от той, второго мандата Джорджа Буша-младшего. Вот почему я не так уверен, что «XXI век будет китайским», как некоторые наблюдатели предсказывали в прошлом.

Финансовый кризис осени 2007 года, который никто не должен забывать, потряс Америку до фундамента. Поэтому победа Барака Обамы в ноябре 2008 года была совсем не случайна. Он олицетворял собой перемены в сравнении со слишком либеральной в экономике политикой республиканцев, а также надежду ограничить сумасшествие определенных кругов на Уолл-стрит.

Как современное воплощение Кутузова, Барак Обама дал приказ отступать по всем фронтам во внешней политике уже с первых дней своего пребывания в Белом доме.

Он сделал ставку на инновационную силу страны. И не зря. В итоге сейчас, в конце своего второго срока, он выиграл пари. Например, благодаря сланцевой революции в 2018 году американцы станут энергонезависимыми.

По этой причине Ближний Восток уже не является стратегическим для Вашингтона, как раньше. Не нужно так активно патрулировать маршруты нефти оттуда и тем оправдывать всю саудовскую политическую линию.

Таким образом, Белый дом смог поменять игру в этом регионе и стал искать решение для долговременного контракта с Ираном. Еще раньше он сумел создать единый западный фронт против Тегерана, который, после трех лет тяжелых экономических санкций, стал более сговорчивым и в июле 2015 года подписал договор о ядерной программе.

А что происходило на Ближнем Востоке в эти годы без прямого американского вмешательства? Европейцы показывали, что они более заинтересованы в создании ЕС, чем в единой внешней политике. В Сирии появился третий игрок, то есть арабские страны, а также российский «феникс».

Америка вкладывает 70% финансовых средств в НАТО. После крымского присоединения, являющегося отказом со стороны Москвы от пути, начатого Горбачевым в Рейкьявике в 1986 году, могут ли в будущем европейцы (особенно из бывших соцстран) не расширять свои денежные обязательства в военном альянсе?

Вашингтон давно знает, что в динамичном Тихоокеанском регионе будет сражаться за преимущество в мире. Уже с 2001 года США хотели сосредоточиться на сдерживании Китая как на приоритетной задаче внешней политики. (И такие планы есть у Трампа, судя по его первым заявлениям в качестве выбранного президента.) Но трагические события 11 сентября заставили Буша поменять цели. Афганистан и Ирак стали первоочередными вопросами.

Ракетные испытания Северной Кореи и военная активность Пекина в Южно-Китайском море смягчили критические взгляды Японии, Южной Кореи и их союзников на Америку. Даже на Окинаве, где присутствует самая большая база США в Азии, успокоились. Угроза насильственной конфронтации так велика, особенно после строения форпоста Поднебесной на путях, где сосредоточено 40% мировой торговли, что нет времени для других обсуждений.

При Обаме отношения с Россией тоже менялись, но, к сожалению, не в лучшую сторону, особенно из-за его непростых личных отношений с президентом Путиным. Во всяком случае, его решение отказаться от стратегического противоракетного щита Буша в пользу более дешевой региональной системы доказывало, что Вашингтон в реальности считает маловероятной войну с Москвой. Когда американцы решили передислоцировать межконтинентальные ракеты из Польши на Аляску, появились статьи в западной прессе о том, что российские генералы обиделись…

В XXI веке современные войны ведутся на финансовых рынках, на экономических и торговых площадях, на полях инноваций. Историки определят, насколько получение Нобелевской премии мира в первые месяцы президентства Обамы повлияло на его политику. И, конечно, насколько внутренняя ситуация вынудила Барака Обаму произвести эту революцию в международных отношениях.

В экономике, благодаря хорошим ценам в энергетике, американцы стали репатриировать производства из Азии и способствовали облегчению положения с домашним уровнем безработицы.

В торговле Обама намерен был создать две огромные зоны: TTIP (Transatlantic Trade and Investment Partnership) с Европой и TPP (Trans-Pacific Partnership) с тихоокеанскими странами, опасающимися Китая.

Так формировался бы рынок «своих» — от Ванкувера до Нарвы, от японского острова Хоккайдо до Австралии, включая Индокитай. Сегодня здесь сконцентрировано примерно 70% мирового ВВП или даже больше. Тем, кто окажется внутри, будут гарантированы привилегированные налоговые условия. Находящиеся вне этих зон начнут беднеть: их товары станут более дорогими и менее конкурентоспособными.

Половина работы уже сделана, но, кажется, Дональд Трамп имеет другие взгляды по этому вопросу. Посмотрим!

Специалисты по инновационным технологиям со всего мира продолжают ехать в Америку, чтобы реализовать свои мечты. Вот почему США будут держать преимущество в этих полях и в будущем. Многие компании имеют уже сегодня денежные обороты выше, чем ВВП целых государств.

После успеха по нормализации отношений с Кубой и его исторического визита в Хиросиму Барак Обама оставляет непростое наследство. Но надо добавить, что следующий американский президент будет иметь достаточные финансовые средства, чтобы вести более активную внешнюю политику, чем за последние 8 лет.

В итоге есть риск, что скоро люди будут грустить по целой эпохе с шутками про бананы и президентов…

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру