Виктор ЕСИН, генерал-полковник, эксперт по ядерному вооружению, участник российско-американских переговоров по СНВ, экс-начальник Управления военной безопасности аппарата Совета безопасности РФ, начальник Главного штаба РВСН (1994–1996):
- При оценке высказанных Трампом мыслей вслух о снятии с России санкций в обмен на ядерное разоружение (а иначе их расценивать нельзя — во всяком случае, о сформулированном предложении говорить преждевременно) следует иметь в виду, что уравнивание военно-стратегического баланса включает в целом группировки вооруженных сил, а не только то ядерное оружие, которое в них имеется.
Именно поэтому при выработке российского подхода к такого рода предложениям необходимо оценить и дальнейшие шаги нового президента США. В частности, его намерения относительно того, что он собирается сделать в таких областях, как глобальная система ПРО, дальнобойная система высокоточного оружия в обычном, неядерном снаряжении, а также как он намерен относиться к запрету развертывания в космосе ударного оружия.
Кроме того, в настоящее время между Россией и США действует Договор СНВ-3, по которому сокращение ядерных вооружений до установленного этим договором уровня должно быть выполнено к февралю 2018 года. Напомню эти уровни: это не более 700 развернутых стратегических ядерных носителей с засчитанными за ними 1550 боезарядами и в общей сложности не более 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, пусковых установок баллистических ракет подлодок и тяжелых бомбардировщиков, оснащенных под ядерные вооружения.
Россия сейчас по количеству развернутых носителей к цифре 700 даже еще не приблизилась. У нас их сегодня всего порядка 530–540 единиц. Поэтому спешить с сокращениями своих носителей не следует. Об этом пока говорить преждевременно.
Читайте материал «Предложение Трампом ядерной сделки с Россией подчеркнуло особенности президента США»