В минувшую субботу спикер парламента Чечни Магомед Даудов, также известный под кличкой Лорд, опубликовал в своем Инстаграме изображение мопса со связанным языком и подписью «Как развязать «Кавказский узел»? В посте под картинкой политик написал о том, что есть такая грозная на вид, но трусливая по своей сути шавка по кличке Швед, которая за иностранные харчи стравливает кавказских овчарок с алабаями. В связи с этим Даудов предложил укоротить Шведу язык и вырвать клыки мудрости. Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов заявил, что Шведов — это человек, а Даудов писал про собаку. В связи с этим чеченские власти вообще не понимают, почему все так переполошились.
Главный редактор «Кавказского узла» с этим, конечно, не согласен. Случившееся он считает попыткой воспрепятствовать работе тех журналистов, которые пытаются работать в Чечне, сохраняя при этом свою независимость от республиканских властей. Если Шведов дойдет с этим до суда, Даудову может грозить до 6 лет лишения свободы по ч. 3. ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование деятельности журналиста»). Вместе с тем Шведов не исключает, что пост спикера чеченского парламента был лишь результатом его своеобразного чувства юмора.
«Кавказский узел» часто пишет о нарушениях прав человека в Чечне. В частности, портал писал о том, как из республики выселялись родственники боевиков, участвовавших в декабрьской перестрелке с полицией в Грозном. Освещал ситуацию с преследованием жителя села Кенхи Рамазана Джалалдинова, обличавшего коррумпированных чеченских чиновников и потерявшего в борьбе с ними свой дом. Рассказывал о судебном процессе над своим журналистом Жалауди Гериевым, которого приговорили к 3 годам колонии за хранение наркотиков (23-летний парень признан «Мемориалом» политзаключенным, пострадавшим за свою профессиональную деятельность).
Эксперты «МК» оценили перспективы борьбы Шведова с Даудовым:
Людмила АЙВАР, доктор юридических наук, первый заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Трунов и партнеры»:
— Воспрепятствование журналистской деятельности — это уголовное преступление. Вряд ли у Шведова получится доказать, что пост Даудова должен квалифицироваться именно таким образом. Главный редактор «Кавказского узла» мог бы подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, но и тут я не вижу чего-либо, что могло бы его опорочить... Тем не менее Шведов должен заявить о своем недовольстве, так как если это спустить с рук, дальше могут быть более серьезные действия. К сожалению, в России не так много уголовных дел возбуждается из-за препятствования журналистской деятельности. Несмотря на то что у нас в стране иногда убивают или калечат журналистов, чаще всего дела сводятся к личной неприязни или банальному хулиганству, так как доказать обратное очень сложно.
Игорь КАЛЯПИН, член СПЧ, глава «Комитета по предотвращению пыток»:
— Сейчас Даудов является не полицейским и не куратором силового блока Рамзана Кадырова, а спикером парламента Чечни — представителем чеченского народа. И ему крайне неприлично писать подобные гадости. Шведову самому нужно решать, как он будет на это реагировать. Но я не уверен, что в данной ситуации вообще уместно делать какие-то громкие заявления. Я думаю, что Даудов любые слова воспримет как поощрение своей деятельности. Понятно, что никто ни к чему его за это привлекать не будет, хотя все это на гране фола, и, как мне кажется, тут можно найти повод для возбуждения уголовного дела.
Когда в мой конфликт с чеченскими властями вмешался СПЧ, я так и не почувствовал никакого эффекта. Даудов подчиняется только Кадырову, а тот — только президенту России Владимиру Путину. Если он их не одернет, никакого эффекта не будет.