После того, как президент Турции обвинил в преступлении сторонников проповедника Фетхуллаха Гюлена, сразу стало ясно, что правительство интересует результат только в этом ключе. И это не мои слова, это мысли ярых противников Гюлена: даже они с трудом верят в его причастность, и не только потому, что они не считают это преступление не его стилем борьбы с идеологическими противниками, а потому что желание правительства связать убийство с опальным проповедником как раз-таки и может помешать объективному расследованию.
Так, по словам известного журналиста Сонера Ялчина, правящая партия Турции пытается свалить всю вину на Гюлена. «Если конечно «пипл схавает». Видимо поэтому Россия решила отправить своих следователей, и пресс-секретарь Кремля заявил о том, что нужно дождаться результата расследования. ПСР думает так: Если следователям удастся найти связь убийцы с организацией Гюлена, это будет победой для нас. Если найдут связи с ан-Нусрой («Фронт ан-Нусра», запрещенная в РФ террористическая группировка) у нас заболит голова», - считает эксперт.
И казалось бы, прошла неделя: почему запрет, который обычно Турция накладывает за считанные часы после терактов, вдруг последовал так поздно? Возможно, тому причиной стали тексты и размышления о том, что убийца посла Мевлют Мерт Алтынташ не имел никаких связей с организацией Гюлена, о которых в первые часы убийства писали обозреватели, близкие к правительству. К примеру, сразу же появилась новость о том, что убийца был уволен в рамках расследования попытки переворота как якобы сторонник предполагаемого организатора Гюлена, учился в подготовительных курсах гюленовских «дерскахане», получал стипендии от гюленовских организаций, получил ответы для экзамена KPSS (на который он кстати никогда не заходил). Все эти высказывания были со временем опровергнуты разными источниками и в разных изданиях. Он был действующим полицейским, он не получал стипендии от кого-либо, для полиции не нужен был трудный экзамен KPSS, он не ходил на подготовительные курсы, афиллированные с Гюленом, он поступил на службу во время уже начавшихся чисток в рядах полиции против гюленистов в 2014 году.
Несмотря на то, что действительно у убийцы не было никаких связей, это не помешало министру внутренних дел Сулейману Сойлу объявить преступника гюленовцем со словами, что все то, что стало известно за несколько дней об отсутствии связей с организацией Гюлена, это все для отвода глаз и тщательно продуманная операция. Хотя у Алтынташа были найдены в квартире и в отеле книги алькаидовской идеологии. Также, согласно некоторым источникам, он посещал проповеди религиозного деятеля, который, мягко говоря, далеко не славился умеренностью.
Но самой эффектной информацией оказалось интервью сестры убийцы Сехер газете Hurriyet. Возможно, это совпадение, но к вечеру анкарский суд постановил ввести запрет на любые публикации касательно убийства посла, его убийцы и расследования.
Так что же рассказала сестра убийцы, что было не сопоставимо с официальной версией турецкого дворца? Для этого можно резюмировать длинное интервью газете тезисно, с комментариями о том, почему это могло не понравиться властям.
Сехер, сестра убийцы Мерта Алтынташа, рассказала, что её брат очень сильно изменился после того, как поступил в полицейскую академию. Но второй год учебы он познакомился с неким S., с которым даже после академии они продолжали жить вместе на съемной квартире. По словам девушки, ребята были очень близки и S. имел большое влияние на её брата. Позже в турецких соцсетях начали появляться фотографии предполагаемого S., с информацией о том, что он якобы часто бывал на мероприятиях правительства или близких к нему фондах. Судя по этим словам, начиная с 2012 года Алтынташ начал резко меняться. То есть его уже тогда могли готовить к чему-то.
В интервью сестра убийцы поделилась, что теперь она понимает, почему он целыми днями сидел дома, когда приезжал в отпуск. Не выходил на улицу, ни с кем не общался, не покупал себе новую одежду, пользовался простым старым телефоном. Тогда ей это казалось немного странным, но она не придавала этому особого значения.
Также, по словам Сехер, её брат хотел устроиться охранником президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Вместе со своим другом S. они сдали экзамен для получения этой должности, однако, несмотря на высокий бал, их не взяли из-за маленького стажа (около года). По ее мнению, брат был в неком «сером списке» угрозы. Об этом она узнала на допросе. Кроме того, в турецких СМИ уже писали о том, что Алтынташ несколько раз был охранником на мероприятиях Эрдогана.
Сестра убийцы также добавила одну важную деталь, которая проливает свет на изменения в мировоззрении Алтынташа. По рассказу девушки, он из светской семьи, однако уже на втором курсе в полицейской академии ее брат стал более консервативным. И во время каникул он стал отказываться ходить с семьей на море, хотя раньше они вместе с сестрой и мамой проводили время на пляже. А позже вообще сообщил родителям, что познакомился с девушкой. Хотел познакомить с мамой, но узнав, что девушка носила черную закрытую одежду – из ее уст это звучало не как обычный мусульманский платок, а более строгий – лишь с разрезом для глаз - мама отказалась знакомиться «Мы с твоей сестрой открытые, а эта девушка в чадре, мы не сможем найти общий язык», - сказала мама.
Кроме этого, Сехер отметила, что позже смотрела видеокадры убийства посла и по ее словам, Мерт вёл себя неестественно, делал странные движения руками, не свойственные себе, был абсолютно другим. Более того у нее сложилось впечатление, что им кто-то управлял или указывал, что делать.
Сестра убийцы также ответила изданию Hurriyet о связях своего брата с организацией Фетхуллаха Гюлена. Сехер заявила, что Мерт не получал никаких стипендий от этой организации, за его учебу платила мама. В «дерсхане» Гюлена ее брат не ходил, а она напротив ходила в подготовительные курсы Корфез, которые связывают с организацией Гюлена. Но в интервью она подчеркивает, что тогда не было такого отношения к Гюлену, и про связь курсов с его организацией никто не знал и не обсуждал.
В конце сестра рассказала, что перед преступлением убийца звонил матери. Сехер с матерью сидели в кафе. Поговорить не удалось, мама сказала, что перезвонит, Мерт попрощался так, как это делают в Турции перед поездкой в дальний путь. Хотя, по словам Сехер, в последнее время он так стал прощаться всегда.
В интервью Сехер также сказала, что ей и ее семье очень стыдно за то, что сделал ее брат. «Мы сидели дома. Нам стали звонить знакомые, спрашивать про Мерта. Мол, он в Анкаре, а там теракт. Вы говорили с Мертом. Я разозлилась, при чем тут он. Мы включили телевизор и были в шоке…»
Сестра убийцы посла также сообщила, что тело Алтынташа находится в морге и забирать они его не собираются. Из-за его преступления отец, мать и она потеряли работу. Сейчас им приходится скрываться.