Ангела Меркель в обращении к гражданам заявила, что все детали происшедшего пока расследуются (сегодня пройдет заседание Совбеза ФРГ), однако уже можно сказать: речь идет именно о террористическом акте.
Канцлер Германии призвала немцев бороться со страхом, который не должен парализовать нацию — немцы не должны отказываться от своих традиций. И сказала, что случившееся не должно повлиять на политику интеграции беженцев в Германии и отношение к тем, кто приехал в ее страну в поисках защиты.
Рынок, расположенный на Брайтшайдплатц, близ знаменитой Гедехтнискирхе (мемориальной церкви кайзера Вильгельма), считается одним из самых популярных рождественских базаров в Берлине. Около 8 часов вечера в понедельник 19 декабря он был до отказа забит народом – что и использовал в своих целях преступник, въехавший на грузовике в самый центр толпы, руша палатки и опрокидывая рождественские ели.
«Это определено было сделано преднамеренно», — приводит Би-би-си слова одного из очевидцев. «Я услышала крики, а затем мы все застыли. Потом люди вдруг стали двигаться и помогать выбраться тем, кто оказался погребен под обломками», — говорит другой свидетель, — кровь и тела были повсюду».
Трагедия в немецкой столице очень напоминает теракт, устроенный во французской Ницце 14 июля этого года, в День взятия Бастилии. Орудием выходцу из Туниса тогда тоже послужил грузовик, на котором он врезался в толпу на набережной. Жертвами трагедии на Лазурном берегу стали 86 человек...
В кабине грузовика Scania, который въехал в толпу людей в Берлине, в момент трагедии находились два человека. Один из них позже был обнаружен мертвым на пассажирском сидении. Он оказался гражданином Польши. Предположительно, это настоящий водитель автомобиля, на которого напал преступник. Протаранив толпу, злоумышленник выпрыгнул из машины и побежал в сторону парка. По версии полиции, он хотел скрыться в тени деревьев.
Однако благодаря свидетелю, который сообщил о местонахождении преступника правоохранителям, его удалось поймать. О нем известно, что он прибыл в Германию в феврале этого года из Пакистана в качестве беженца. Он использовал несколько фальшивых имен. Газета Tagesspiegel пишет, что ранее беженец имел проблемы с законом, но это касалось мелких правонарушений.
Источники Bild также сообщают, что предполагаемым преступником оказался 23-летний Навед Б., который прибыл в Германию по балканскому маршруту. Полиция уже провела рейд в лагере беженцев, в котором был зарегистрирован молодой мигрант. Лагерь расположен в здании бывшего берлинского аэропорта Темпельхоф и стал домом для более 1000 ищущих убежища.
Выяснилось, что злополучная фура принадлежала польской фирме Ариэля Журавски. За рулем в тот день находился его двоюродный брат, который вез стальные конструкции из Италии в Берлин. Около 16 часов Журавски потерял с ним связь. Велика вероятность, что именно его нашли мертвым на пассажирском сиденье. «Мы не знаем, что с ним случилось. Он мой двоюродный брат, я знаю его с детства. Я могу поручиться за него», — заявил Ариэль Журавски агентству AFP.
Немецкая газета Bild пишет, что грузовик был оборудован системой GPS. Согласно ей, фуру заводили несколько раз за довольно короткое время. Издание делает вывод, что водитель был дилетантом, и двигатель автомобиля несколько раз заглох на протяжении пути.
«Многое указывает на то, что произошедшее — это теракт», — заявил глава МВД Томас де Мезьер. Берлинская полиция тоже сообщает, что преступник, предположительно, был террористом. «Мы скорбим по погибшим и надеемся, что множеству раненых удастся помочь», — прокомментировала трагедию канцлер ФРГ Ангела Меркель. Президент РФ Владимир Путин тем временем выразил свои соболезнования немецкому канцлеру, заявив, что случившееся потрясло «жестокостью и цинизмом»
«Это самый большой теракт за последние годы в Германии, — рассказал «МК» немецкий политолог Александр Рар. — Последняя трагедия такого масштаба, на моей памяти, была в 1972 году во время Мюнхенской Олимпиады.
За последние 2-3 года было выявлено очень много террористических ячеек, приостановлены планировки терактов. Но против таких терактов, как с грузовиком, очень трудно что-либо сделать, и как с ними бороться, пока еще не придумали. Можно, например, закрывать рождественские рынки, строить заборы, ставить металлоискатели на каждом входе и выходе, как это делают в Израиле, частично в России и уже частично в Бельгии.
Эта трагедия может привести к тому, что правые популистские силы будут набирать силу в Германии, а Меркель будет терять репутацию в глазах электората. Ей придется что-то предлагать населению, какие-то формы защиты от всего этого, так что из под контроля ситуация никак не должна выйти. В корне пересмотреть миграционную политику правовое государство не может. Уже поздно. Полтора миллиона беженцев находятся в Германии. Большинство из них, как могут аргументировать немецкие власти, беззащитные люди, которые сами бежали от террора. Но на последнем партийном съезде Ангела Меркель фактически повернула свою политику на 180 градусов. Уже не говорят о том, что Германия будет принимать новых беженцев, наоборот, идет речь о закрытии границ Европы, контроле Средиземного моря».