Напомним, что поводом для демонстраций стали события 16 декабря. Представители оппозиции, выступая против принятия закона об ограничении работы журналистов в Сейме (согласно документу, с 1 января 2017 года работники СМИ не смогут присутствовать на дебатах в парламенте), заблокировали парламентскую трибуну. В итоге спикер Сейма перенес заседание в другое помещение, куда оппозиционеров не допустили.
В усеченном составе парламентарии приняли ряд законов, включая и бюджет на будущий год. Оппозиция сейчас требует отменить итоги голосования и провести заседание во вторник, 20 декабря.
Представители властей Польши резко отреагировали на народные митинги. Премьер-министр страны Беата Шидло уже заявила о том, что причина протестов – нежелание оппозиции мириться с поражением на выборах от правящей партии «Право и справедливость» («ПиС»). А глава польского МВД и вовсе заявил, что предшествовавшие митингам события в Сейме были попыткой захвата власти.
«Конечно, это не силовая попытка захвата власти, – считает старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим ВОЛОБУЕВ. – Оппозиция выступила против явного ущемления ее прав, поскольку во время обсуждения бюджета на следующий год ее просто лишили голоса, что шло вразрез с законодательством. Естественно, подобные действия вызвали возмущение, к чему также добавилось недовольство части общества тем, что партия «Право и справедливость» начиная с конца 2016 года явно наступает на демократические принципы и свободы.
Не стоит забывать, что протесты были организованы не непосредственно оппозиционными партиями, а Комитетом защиты демократии, существующим как раз с конца прошлого года.
Сами по себе нынешние митинги далеко не первые, были и более массовые акции. Другое дело, что впервые был блокирован Сейм – это нечто новое. Но это и понятно, потому что поводом для протестов стали именно события в Сейме – естественно, люди туда и пришли.
Разумеется, все эти события приведут к дальнейшему «закручиванию гаек». Оппозицию начнут, как говорится, прессовать – конечно, до турецкого сценария не дойдет, но в Турции была откровенная попытка переворота.
В краткосрочной перспективе для правящей партии эти акции ничем не чреваты. У «ПиС» очень мощные позиции, народная поддержка, которая растет, – это объективные факты. Поэтому партия сейчас чувствует себя очень уверенно.
Что произойдет на следующих выборах, парламентских и президентских, – сказать сложно. Но пока ничего не говорит о том, что «ПиС» власть утратит. Возможно, партия потеряет то количество мест в Сейме, которое имеется у нее сейчас и которое позволило ей сформировать однопартийное правительство. Но большинство наверняка за останется за «ПиС» – в таком случае, ей придется входить в какую-то парламентскую коалицию».