Понятно, почему внушительного объема законопроект, внесенный правительством весной 2016 года, добрался до первого чтения лишь после парламентских выборов: идти с ним к избирателям было бы рискованно. Замминистра транспорта РФ Сергей Аристов постарался убедить депутатов, почему принимать его все же надо. Он говорил о перегрузке дорог, снижении скоростей и качества жизни населения, «повышении себестоимости перевозок в городских агломерациях», а также о том, что «сейчас организация дорожного движения регулируется разными законами и нормативными актами», впервые делается попытка создать единую систему организации дорожного движения» и «ввести единые правила платных парковок для всей страны».
Из 30 с лишним статей законопроекта, по словам г-на Аристова, «живейшую дискуссию» вызвала лишь одна — про «введение возможного платного въезда на определенные участки населенных пунктов». Он сказал, что исторические центры в крупных городах не могут развиваться из-за транспортной перегруженности и «в ряде стран такие меры сработали». Замминистра напомнил: вводить платный проезд можно будет лишь при условии принятия мер по развитию общественного транспорта и инфраструктуры для движения велосипедистов, увеличению числа парковочных мест и альтернативных маршрутов.
Глава думского Комитета по транспорту Евгений Москвичев («ЕР») заявил, что «учитывая социальную значимость» законопроекта, в постановлении о принятии его в первом чтении решено заранее оговорить: принимать решения о подобных ограничениях смогут лишь власти регионального уровня, а не муниципалитеты и лишь при наличии четкого понимания о способах взимания и максимальном размере платы. Пытаясь успокоить коллег, единоросс напомнил, что уже с 2009 года муниципалитетам разрешено вводить платные дороги, но ничего страшного не произошло.
Юрий Синельщиков (КПРФ) усмотрел в законопроекте нарушение конституционной нормы о праве граждан на свободное передвижение. Но г-н Аристов сослался на другую конституционную норму, позволяющую вводить разного рода ограничения прав и свобод граждан в разного рода благих общественно значимых целях.
«После принятия этого вредного закона все субъекты РФ примут решение о введении платного въезда, потому что надо залатать нищие бюджеты, и пока автомобилист едет из Сибири в Москву, останется просто без штанов», — пророчил Анатолий Грешневиков («СР»). Г-н Аристов ответил, что речь идет «не о платном проезде по стране, а лишь о въезде в определенные населенные пункты или части населенных пунктов».
Между прочим, в тексте законопроекта скандальная норма прописана как право региональных и муниципальных властей на введение «временных ограничений», в том числе «посредством взимания платы или даже прекращения движения» транспорта в отношении «всех транспортных средств либо их определенных видов, категорий, принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток», то есть никакого запрета на введение платного проезда на любой дороге на территории субъекта нет.
«Вы оценивали политические последствия?» — спросил вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР). «Да, оценивали», — ответил г-н Аристов. Если на принятии закона правительство настаивает — значит, вероятность массового протеста им оценивается как низкая…
Фракции КПРФ, ЛДПР и «СР» голосовали против. Справоросс Олег Нилов назвал обсуждавшийся документ политической провокацией («Новый год мы встречаем не простой, а 17-й!») и «заботой о том, чтобы нашим мажорам не мешали гонять на дорогах наши пенсионеры». Коммунист Валерий Рашкин определил законопроект как «антинародный»: «сначала нужно решить проблему с общественным транспортом, а потом вводить платный проезд, а у нас, как всегда, сначала будут очередные поборы», сказал он.
«За» была готова голосовать лишь фракция «Единая Россия». Выступавший от ее имени Александр Васильев заявил, что законопроект сырой, нуждается в серьезной доработке, но принимать его надо, чтобы «ввести единое правовое поле в стране». По словам депутата, иначе муниципалитеты воспользуются отсутствием общих правил, поспешат и введут как можно больше платных парковок и въездов в города.
Как изменится законопроект ко второму чтению, станет ясно через месяц.
Марина Озерова
А КАК У НИХ?
Самым известным примером города, где с автомобилей, въезжающих в центр, взимается плата, остается Лондон. В центре столицы Соединенного Королевства сбор с автомобилистов за въезд в платную зону был введен с февраля 2003 г. А четыре года спустя зона платного доступа была расширена за счет включения в нее районов Кенсингтон и Челси, а также Вестминстера. Плата (от 11,5 фунта стерлингов) взимается ежедневно с понедельника по пятницу с каждого автомобиля за въезд в платную зону с 7 утра до 18 часов. (Соответственно, с 6 часов вечера до семи утра въезд остается бесплатным, равно как и в выходные и праздничные дни.) Жителям платной зоны предоставляется скидка величиной в 90%. Штраф за неуплату сбора составляет от 65 до 130 фунтов (размер зависит от того, насколько быстро выплачивается штраф).
Плату за въезд в центральную часть города ввели в январе 2012 года и в итальянском Милане. Зона действия ограничений охватывает площадь около 8,2 кв. км, где проживает около 77 тыс. жителей. Стоимость въезда для местных жителей установлена в 2 евро, для «чужаков» — 5 евро.
Есть плата для въезда автотранспорта и в центр Стокгольма. В зависимости от конкретного часа она может составлять от 11 до 35 шведских крон (от €1,19 до 3,24). С 18.30 до 6.29 следующего утра въезд бесплатный.