– Заявления Трампа уже приводят к обострению американо-китайских отношений. – подчеркнул в беседе с «МК» известный востоковед Алексей МАСЛОВ. – КНР выражает, как минимум, недоумение предвыборными заявлениями Трампа. Пекин пытается определить, является ли это просто неразумной политикой человека, долгое время занимавшегося только бизнесом, или же это продуманная кампания, ведущая к изменению общей тональности двусторонних отношений. Надо сказать, что раньше Китай с большим терпением относился к американским выпадам. И хотя регулярно происходили пикировка между Вашингтоном и Пекином, ни один американский лидер, начиная, скажем, с Клинтона (он, впрочем, говорил об ущемлении демократии в в Китае), не делал резких заявлений относительно КНР. Трамп, таким образом, впервые начал возвращаться к риторике, которой не было долгие годы.
- Что касается инцидента с американским аппаратом в Восточно-Китайском море, который, как сообщают СМИ, китайские военные забрали прямо на глазах у команды океанографического корабля USNS Bowditch – как можно оценить этот шаг Пекина? Ведь президент пока еще Обама.
– Понятно, что сейчас «послание» Китая предназначено уже не для Обамы, а для Трампа. Полагаю, Обама сейчас спустит все на тормозах, потому что это уже и не его игра, не его война. И КНР будет ждать ответа от Трампа – пойдет ли речь о каких-то извинениях американцев перед Китаем? А у США уже есть подобный опыт, тот же Клинтон неоднократно извинялся за попадание бомбы в китайское посольство во время бомбежек Белграда. И если Трамп или кто-то из его администрации пойдет на некие извинительные речи, для Пекина это станет серьезной позиционной победой, а также знаком того, что никто в США не хочет начинать полномасштабный конфликт – как минимум экономический. Если никаких извинений не прозвучит, значит США действительно готовы пойти до конца и «прижать», как они выражаются, Китай – как минимум в экономическом плане.
– Может ли Пекин извиниться? С учетом того, что США рассматривают задержание аппарата как незаконное.
– От КНР, полагаю, никаких извинений не может быть в принципе. Потому что, строго говоря, КНР рассматривает как свое неотъемлемое право возможность задерживать аппараты, потенциально угрожающие ее безопасности. Поэтому Пекин вряд ли чувствует себя хоть немного виноватым. К тому же это, собственно говоря, реакция на политику Трампа.
– Тот факт, что, по имеющимся данным, инцидент произошел в нейтральных водах, не повлияет на позицию Пекина?
– Абсолютно не повлияет. Были схожие инциденты, и Пекин в таких случаях обычно объявляет, что либо имело место пересечение границы, либо была потенциальная угроза для безопасности КНР – в плане слежения. Грубо говоря, у Китая есть, чем «крыть»