Письма на имя Дмитрия Медведева и Татьяны Голиковой будут отправлены за подписью спикера Вячеслава Володина, следует из материалов Совета Думы. Обращает на себя внимание, что «по указанным федеральным законам период вступления их в силу носил длительный характер, а в ряде случаев продлевался неоднократно, что ставит вопрос об ответственности должностных лиц, которые допустили действия, повлекшие невозможность полноценного исполнения требований законов в установленные сроки и в полном объеме», говорится в том, что к главе правительства. К написанию обращений руководство нижней палаты подтолкнуло обсуждение результатов мониторинга — им по поручению Совета Думы занималась вице-спикер Ирина Яровая («ЕР»).
Из документов (есть в распоряжении «МК») следует: два закона из числа тех, что должны были бы заработать с нового года, в последний момент притормозили. Например, для принятого еще в 2014 году закона о создании единой государственной информационной системы ЖКХ часом «Х» теперь станет 1 июля 2019 года.
Отсрочка до 1 января 2019 года дается и на переход к новой схеме утилизации и вывоза отходов: она должна была быть внедрена с 1 января 2016 года, срок перенесли на год, а теперь, получается, еще на два (за регионами, впрочем, оставлено право вводить ее по мере готовности). На состоявшемся на этой неделе заседании думского Комитета по экологии и охране окружающей среды его глава Ольга Тимофеева заявила, что «вся страна абсолютно не готова, ответственные за подготовку нормативных актов ФАС, Минприроды и Минстрой ссылаются друг на друга, и если не продлить срок — будет правовой вакуум». 20% бытовых отходов страны производят Москва и Московская область. Представитель правительства Московской области Александр Коган сообщил, что этому региону потребуется еще несколько месяцев на запуск системы, о 9–12 месяцах говорил и представитель правительства Москвы Алексей Старовойтов. На вопросы депутатов о том, почему опять не успели, ни представитель Минстроя, ни представитель Минприроды внятных ответов дать не смогли.
Впрочем, нет худа без добра: максимум на два года откладывается и выделение платы за вывоз бытового мусора в отдельную строку в платежке, а значит, и практически неминуемое повышение тарифов для населения. Г-н Старовойтов сказал депутатам, что в Москве, по предварительным подсчетам, получалось, что вместо нынешних 2 рублей 16 копеек пришлось бы платить по 5–6 рублей с 1 кв. м общей площади. А если строить экологически чистые заводы по утилизации отходов — то и по 18 руб. с кв. м. «Без дополнительного анализа ситуации запускаться сейчас было бы социально рискованно», — признал московский чиновник…
Еще пять законов должны были бы вступить в силу с 1 января, но по ним до сих пор не приняты все необходимые подзаконные акты или не завершена организационно-техническая работа, говорится в мониторинге г-жи Яровой. При этом здесь отсрочек пока не предусмотрено, и итогом может стать неизбежная неразбериха и мучения для тех, кто законы должен исполнять, но как — до конца непонятно. При этом упомянутый в списке Закон «О государственной регистрации недвижимости» приняли еще в 2015 году, а Закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающий оборот универсальных электронных карт, — в 2010 году (срок его вступления в силу переносился уже дважды).
В июле 2016 года перед выборами депутаты захотели понравиться избирателям и в спешке приняли закон о новых правилах коллекторской деятельности. В нем черным по белому написано, что в течение 90 дней (то есть к ноябрю) правительство должно принять постановление об уполномоченном контролирующем органе. Его нет до сих пор.
В 2013 году приняли знаменитый «антитабачный» закон. Одна из его норм, о порядке проверки подлинности акцизных марок на табачные изделия, должна вступить в силу с 1 января. Наверняка не вступит: не готовы.
Расходы на общедомовые нужды должны были включить в плату граждан за содержание жилого помещения еще в апреле 2016 года. Срок перенесли на 1 января 2017 года (на после парламентских выборов), но и теперь, как выяснилось, воз и ныне там.
Свой вариант решения проблемы нормативного «долгостроя» группа депутатов из всех фракций и сенаторов изложила в законопроекте, который уже внесен в Госдуму. В нем предлагается прописать, что ни один закон, если для вступления его в силу требуется какое-нибудь постановление или распоряжение, не может быть принят парламентом в третьем чтении, если правительство не представит пакет из проектов всех нужных нормативных актов. Если же закон должен вступить в силу с отсрочкой (как это было во всех упомянутых в мониторинге случаях) — сроки представления нормативных актов будут определяться сразу же, в постановлении Думы.
«Насколько я понимаю, есть поддержка со стороны администрации президента в принятии такой нормы в законе о парламентском контроле. Так?» — спросил г-н Володин на одном из последних пленарных заседаний полномочного представителя президента в Госдуме Гарри Минха. Г-н Минх утвердительно кивнул.