«В свете самоуверенного российского поведения в Восточной Европе возможность серьезной военной конфронтации со страной-членом НАТО — как результата спланированных или же непреднамеренных действий — становится главной угрозой», — утверждают авторы доклада. В одном разделе с Россией находятся ядерный кризис в Северной Корее, массивная хакерская атака на инфраструктуру Соединенных Штатов, а также теракты на американской территории, которые могут осуществить как иностранные боевики, так и граждане страны.
Среди более вероятных, но менее опасных для Америки угроз названа «эскалация конфликта в Афганистане в результате усиления «Талибана» [Движение «Талибан» в России признано террористической организацией – Авт.] и потенциального правительственного кризиса». Велика вероятность и разрастания противостояния между Турцией и курдами и углубление военного кризиса в Сирии. Последний сценарий может воплотиться в жизнь, если «возрастет поддержка воюющих сторон иностранными державами, включая прямое военное вторжение».
В прошлом году в аналогичном докладе угрозой номер один для США была война в Сирии. Она была расценена и как наиболее вероятная, и как наиболее опасная. В свежем документе такого сочетания серьезных угроз нет.
«С новой президентской администрацией важно помочь политикам предвидеть и предотвратить потенциальные кризисы, которые могут навредить интересам США», — подчеркивают авторы доклада. Тем не менее их советы идут вразрез с риторикой избранного президента Дональда Трампа, который известен примирительными словами по отношению к России. Может, это способ переубедить своенравного политика?
«Подобного рода доклады пишутся в определенном политическом контексте, — подчеркнул в комментарии «МК» заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. — В данном случае контекст очень простой: основной тренд в отношениях между Россией и Западом — это взаимное сдерживание. И с точки зрения западной стороны, необходимо это сдерживание обеспечивать на достаточно высоком уровне. Соответствующие планы уже были приняты. Есть и другие интересы, которые наверняка связаны с оценками вызовов и угроз. Когда переписываются военные программы, в том числе поставок вооружений, бюджеты, за этим всегда стоят очень серьезные интересы военного лобби, военной промышленности.
Не исключено, что речь идет еще и о том, каким образом эти интересы будут вписаны в политику будущей администрации Трампа. Предвыборная программа Трампа заставляла многих беспокоиться, означает ли она американский «задний ход» во внешней политике, по сравнению с линией администрации Обамы. И в этом смысле не только американские политики, но и европейские союзники пытаются поставить рамки, в которых Трамп мог бы формулировать свою внешнюю политику. Данный доклад нужно рассматривать как своего рода предоставление Трампу площадки, на которой он может строить свою внешнюю политику, в том числе в Европе. Примет ли Трамп эту философию или не примет, но то, что эти достаточно узкие рамки пытаются ему если не навязать, то предложить с разных сторон, это весьма показательно. Вопрос очень серьезный, сможет ли Трамп быть самостоятельным в своих будущих решениях в отношениях с Россией и Европой или он будет вынужден придерживаться рамок, очерченных прежней администрацией».