Многие из них касались окружающей среды, что особенно актуально в преддверии 2017 года, который объявлен в России Годом экологии. В частности, правозащитники не успели подробно поговорить с президентом по теме накопленного экологического ущерба. «У нас, по данным федеральной целевой программы, порядка 22 млрд тонн отходов, — пояснил член СПЧ Сергей Цыпленков. — Часть из них — высокотоксичная. Есть такие территории, как Красный Бор в Санкт-Петербурге, где этот «химический коктейль» — 2 млн тонн. Есть такой участок в Нижегородской области, даже название само о себе говорит — Черная дыра. Если не начать с этим разбираться, то это будет катастрофа».
Еще одна не менее важная проблема — загрязнение воздуха. «Москва, согласно официальным данным, может, для вас это будет сюрпризом, — самый грязный город России, — рассказывал Цыпленков. — 90–95% грязи в воздухе — это транспорт». Решением проблемы, по мнению члена СПЧ, может быть перевод муниципального городского транспорта и коммунальной техники на газомоторное топливо. Напомним, что три года назад уже было принято распоряжение правительства, по которому к 2020 году 15 городов с населением около миллиона человек и выше должны перевести на газ половину парка. Однако реализация проекта забуксовала. Старший аналитик Центра энергетической экспертизы Андрей Ворожцов объяснял такое торможение тем, что в этой инициативе нет по-настоящему заинтересованной стороны, нет бенефициаров, которые подтолкнули бы ее к реализации. Выделение же в 2016 году 3 миллиардов рублей из федерального бюджета на поддержку перевода транспорта на ГМТ, по мнению аналитика, — капля в море, особенно по сравнению с другими программами.
В СПЧ также обратили внимание на больное место москвичей и жителей других крупных городов — уничтожение зеленых зон. «В рамках короткого выступления я упомянул ситуацию с парком «Кусково», — говорил Сергей Цыпленков. — Но это не только «Кусково».
Член совета отметил, что многие проблемы с зелеными насаждениями и попытками построить что-либо на их месте возникают, в частности, из-за того, что многие «парки, которые были даже при царе Горохе», не отмечены на кадастровой карте или отмечены там частично: значит, формально там парка никакого нет и можно строить офис. «Есть радикальный способ: запретить местным властям выдавать землю под застройку, пока они не нанесут зеленые зоны на кадастровую карту», — сказал Цыпленков.
В конце своего выступления Сергей Цыпленков рассказал, что совет передал президенту более 160 предложений по 14 темам, которые касаются экологии. По некоторым из них глава государства, возможно, даст конкретные поручения.