Итак, генерал Мэттис входит в состав группы национальной безопасности США, в которой уже наличествуют отставной генерал-лейтенант Майкл Флинн в роли советника президента по национальной безопасности, и конгрессмен Майк Помпео в роли директора ЦРУ.
Почему четырехзвездного генерала окрестили «бешеным псом»? Дело в том, что в 2004 году он командовал американскими морпехами в одной из самых кровавых битв в Ираке — битве за Фаллуджу.
Генерал Мэттис руководил Центральным командованием США, в ответственность которого входят военные операции на Ближнем Востоке и в Юго-Западной Азии, с 2010 по 2013 год. Затем он был устранен президентом Обамой за свою «ястребиную» позицию по отношению к Ирану. Именно это сделало Мэттиса привлекательным в глазах Трампа. Генерал ядовито комментировал попытки Обамы бороться с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая группировка) в Ираке и Сирии.
Будучи уже в отставке, генерал, выступая на Капитолийском холме, произнес: «Политика нынешней администрации на Ближнем Востоке привела к росту экстремизма в регионе. США должны выбраться из спирали реагирования и занять твердую стратегическую позицию защиты наших ценностей».
Но было бы ошибкой считать генерала Мэттиса двойником Трампа, который вставляет в обойму своей политики национальной безопасности в основном «ястребов». Исключение, пока что – Россия. Но генерал уверен, что позиция Трампа в отношении России плод его неинформированности. Генерал бьет в колокол по поводу «экспансионизма Кремля» и его политики в Сирии, на Украине и в отношении стран Балтии, а Путину он и вовсе приписывал желание «разорвать НАТО на части». Кстати, Мэттис, в отличие от Трампа, – ярый сторонник Североатлантического альянса. Он не только считает, что НАТО надо сохранить, но и неоднократно критиковал Обаму за недостаточную поддержку натовских союзников США.
Любопытно, что «бешеный пес» также против допросов с пристрастием, то есть пыток, о чем и сообщил Трампу. Дело происходило в Нью-Джерси в гольф-клубе Трампа. Когда избранный президент заявил о своем намерении возродить уотербординг (пытка, в ходе которой человеку кажется, что его хотят утопить), то генерал возразил ему: «Я никогда не считал уотербординг полезным. Я всегда считал, что куда лучше воспользоваться пачкой сигарет и парой пива, чем пыткой». (Дело не в гуманности генерала, а в его подходе — М.С.). После этого Трамп в интервью с The New York Times пояснил свою позицию: «Я отнюдь не утверждаю, что Мэттис изменил мое мышление. Мы имеем дело с людьми, которые рубят головы и топят пленных в стальных клетках, а нам не позволен даже уотербординг. Но все-таки ответ генерала произвел на меня впечатление».
Несколько более двойственна позиция генерала по Ирану. С одной стороны, он сторонник жесткой политики на этом направлении. Но, с другой стороны, он считает, что отказ Вашингтона от ядерного соглашения с Тегераном повредит самим США. Его совет — в тесном сотрудничестве с союзниками заставлять Иран скрупулезно выполнять все требования соглашения.
Генерал Мэттис, позывным которого в момент вторжения в Ирак было слово «Хаос», принимал участие в наиболее известных операциях Пентагона. Во главе морских пехотинцев и в чине бригадного генерала он первым вторгся в Афганистан после теракта 9/11 2001 года и основал базу Рино около Кандагара.
Не стесняющийся в выражениях генерал не раз попадал за это в переплет. Вот одно из таких высказываний Мэттиса, датированное 2005 годом: «Вы попадаете в Афганистан, где мужики бьют женщин в течение пяти лет за то, что они не носят чадру. Поэтому стрелять таких мужиков – большое развлечение».
Читайте материал "Трамп подтвердил, что главой Пентагона станет "Бешеный пес" Мэттис"
Генерал – холостяк. Он не держит дома телевизор, а еще одно его прозвище – «монах-воитель»: он любит читать и собрал огромную коллекцию книг по военной истории. «Благодаря чтению я не поскользнулся ни в какой ситуации», — хвастает генерал. – Оно дает мне все ответы и освещает путь, который часто выглядит весьма темным».
Мэттис, в случае утверждения его кандидатуры, станет первым военным, который займет пост министра обороны после генерала Джорджа Маршалла в 1950-51 годах. Но чтобы это случилось, ему потребуется специальное одобрение Конгресса. Он ушел в отставку в 2013 году, а федеральный закон требует, чтобы шеф Пентагона был «вне мундира» по крайней мере семь лет.
Однако в Конгрессе генерал пользуется сильной поддержкой. Его опекает могущественный сенатор Джон Маккейн, председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил. Буквально совсем недавно в телефонном разговоре с Трампом Маккейн настаивал на кандидатуре Мэттиса.
Выбор генерала Мэттиса на пост министра обороны будет означать усиление позиций корпуса морской пехоты в военной иерархии. Будучи утвержденным сенатом, он начнет работать рука об руку с генералом Джозефом Данфордом, занимающим место председателя Объединенного комитета начальников штабов. Создается несколько странная ситуация, ибо в прошлом генерал Мэттис был начальником генерала Данфорда. Последний командовал полком и был в подчинении у Мэттиса.
Стоит отметить, что Мэттиса пытались подтолкнуть и к борьбе за Белый дом – за это выступал издатель консервативного журнала «The Weekly Standard» и один из главных теоретиков республиканизма Уилльям Кристол, который является последовательным противником Трампа.
К слову, в ходе предвыборной гонки в этом году, пытаясь использовать высокий авторитет генерала, и Клинтон, и Трамп обращались к Мэттису с просьбами выступить на съездах их партий. Оба получили отказ.
В своей недавно вышедшей книге «Воины и граждане», написанной в содружестве с Кори Шэйк, сотрудницей Гуверовского института, работавшей в бушевской администрации, Мэттис сетует на то, что политики слишком уж сильно зависят от военных, когда излагают свою точку зрения.
В качестве примеров такой зависимости Мэттис приводит следующие примеры: «Президент Буш оставил на попечение генерала Дэвида Петреуса задачу отбиваться от оппозиции в конгрессе от критики вторжения в Ирак в 2006 году… А президент Обама по сути дела безмолвствовал по поводу войны в Афганистане, начиная с 2009 года. В основном военным пришлось защищать продолжающееся присутствие американских вооруженных сил в Афганистане».
Такова «гибкая философия» генерала Мэттиса, «бешеного пса», который будет пытаться укусить Шойгу.
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Алексей АРБАТОВ, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН:
«Если Сенат внесет поправки в закон и утвердит их, то Мэттис сможет стать главой Пентагона. В противном же случае мы будем иметь дело с беспрецедентным фактом. Возможно, Трамп и не знал об ограничении, касающемся семилетнего срока. Если дела обстоят так, то это лишь подтверждает тот образ Трампа, который сложился в России и в мире в целом – образ человека крайне неопытного, оперирующего совершенно упрощенными категориями: если министерство обороны – значит по главе должен быть военный, если Госдепартамент – по идее должен быть дипломат. Но в США есть сакраментальный принцип гражданского контроля над военной организацией. Возможно Трамп и о нем не слышал. Что же касается самого Мэттиса, то он известен своим отношением к исламу, к исламскому радикализму. В этом плане, полагаю, он будет придерживаться крайне жесткой линии. Впрочем, здесь у него есть конкурент – советник Трампа по безопасности Майкл Флинн. Что касается отношений с Россией, то у Мэттиса нет необходимого опыта: он не имел дел ни со стратегическими вооружениями, ни с НАТО. Поэтому ему придется очень многому учиться, если его все же утвердит Сенат».