Андрей Виноградов, руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Дальнего Востока РАН:
«Россия это великая евразийская держава, тихоокеанская держава. И главная наша задача – занять собственное место в новом формирующемся центре мира. Внешняя политика является инструментом решения этой задачи: нам нужно развивать и восточное, и западное направление.
Путин начал с Китая, но затем упомянул и Индию, и даже Японию – это демонстрирует наличие комплексной стратегической линии на восточном направлении. Внимание к этому региону было лишь усилено в связи с осложнением отношений России с Европой, но в целом это неотъемлемая часть исторического развития нашей страны. Различные факторы влияют лишь на степень активности на данном направлении.
Абсолютно очевидно, что нам надо развивать Дальний Восток, и для этого складываются благоприятные условия и предпосылки.
Тем не менее, на мой взгляд, целостной стратегии восточной политики пока нет. Принимается ряд различных документов, включающих и вопросы развития Дальнего Востока, и проблемы национальной безопасности, – они, полагаю, выполняются с разной степенью успешности. У нас много соглашений с Китаем, не все из которых, к сожалению, выполняются на данный момент должным образом.
Проблем много, и причин тому две. Во-первых, нашей стране нужно проявлять настойчивость. Во-вторых, мир очень динамично меняется, и Восточная Азия в этом смысле не исключение. И быстрая смена различных событий, очевидно, не позволяет сформулировать целостную программу. Процессы, происходящие в регионе, вынуждают реагировать ситуативно».
Геннадий Чуфрин, академик, член-корреспондент РАН, заместитель директора ИМЭМО РАН:
«Сейчас действительно, в связи с ростом напряженности во взаимоотношениях с Западом, у России нет другого выбора, кроме как активизировать связи с восточными партнерами: с Китаем, с Индией, с Японией. Это нормальная ситуация, и, на мой взгляд, такие шаги должны лишь приветствоваться. К сожалению, мы по многим причинам ранее то ли недооценивали, то ли не могли в полной степени приспособиться к своеобразным рынкам и политическим условиям на Востоке.
В данном случае я не стал бы говорить о полномасштабном «развороте» на Восток – я бы акцентировал именно момент активизации наших отношений с восточными партнерами.
Сейчас у нас в этих отношениях есть достаточно проработанные аспекты, но есть и направления, заслуживающие очень серьезного внимания ввиду очевидных недоработок по ним. Например, такая группировка стран как АСЕАН – Россия декларирует свое желание развивать с ней отношения, но, к сожалению, пока это еще не воплощается в реальность.
Думаю, многого стоит ожидать от грядущего визита Путина в Японию – возможно, там удастся достигнуть определенных и существенных сдвигов на экономическом направлении».