В прошлые годы гостей баловали дыней с хамоном и козьим сыром, но на этот раз акцент был сделан на русских закусках - на больших блюдах сиротливо лежали крошечные, буквально на один зубок, канапе с красной икрой. Впрочем, деликатес особой популярностью не пользовался. Народные избранники, чтобы "взбодриться", занимали очередь за черным кофе и удивлялись, почему не подают шампанское. "В пятизвездочных отелях игристый напиток не случайно подают к завтраку - он снижает давление и уровень холестерина", - делились они своими познаниями.
Однако наибольший интерес у недавно избравшихся в Думу депутатов вызвало убранство парадных залов Большого Кремлевского дворца. Многие оказались здесь впервые и активно фотографировались на фоне золоченых тронов, гербов и портретов российских царей, укрепляющих так необходимое всем присутствующим чувство патриотизма.
По неписаным правилам члены правительства, губернаторы и прочие знаковые персоны освобождаются от процедуры регистрации и могут сразу проходить в Георгиевский зал, где оглашается послание. Но новый министр экономического развития Максим Орешкин этого, по всей видимости, не знал.
Не успел свежеиспеченный глава Минэкономразвития переступить порог, как его тут же окружили журналисты - над головой взятого в осаду чиновника повисли десятки микрофонов, в глаза безжалостно светили софиты, с разных сторон одновременно звучали десятки вопросов. В какой-то момент показалось, что от такого внимания Орешкин вот-вот упадет в обморок, но, к счастью, пронесло. Впрочем, ни одного слова до оглашения послания самый молодой министр журналистам не сказал. А после и вовсе исчез из публичного пространства: вместо него на амбразуру телекамер отважно лег старший товарищ и наставник - министр финансов Антон Силуанов.
Он рассказал о том, как Министерство финансов представляет себе перенастройку налоговой системы, о которой в своем выступлении говорил президент. Ведомство будет предлагать сокращать прямое налогообложение - в частности, страховые взносы, и увеличивать косвенное, т.е. НДС. А вот идею перехода с 2019 года на прогрессивную шкалу НДФЛ, на что, как показалось многим намекал Путин, Силуанов по-прежнему не поддерживает. "Я сторонник сохранения плоской шкалы", - сказал министр, признав, что на этот счет существуют разные мнения, и при принятии окончательного решения будут взвешиваться все "за" и "против".
Читайте материал «Наказ Путина поднять экономику к 2020 году прокомментировали бывшие министры»
Подавляющее большинство слушателей послания выразили уверенность, что президент не случайно сконцентрировал свое внимание на экономике и социальной сфере, уделив каждому блоку по 30 минут.
"Вес социальной и экономической политики говорит о том, что мы преодолели сложный период в международных отношениях, из которого вышли с минимальными потерями, и сейчас приоритетом вновь становятся наши внутренние задачи", - считает сенатор Алексей Пушков. "Конечно, это заявка на предвыборную программу", - добавил он.
"В этот раз особенно чувствовался рубежный характер послания президента, - согласен первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников, - Поводились итоги не по одному году, а определенному отрезку. И задачи ставились тоже шире: на среднесрочную перспективу".
По словам руководителя фракции справедливороссов Сергея Миронова, это было обращение национального лидера к российской нации, поэтому говорил он о том, что в первую очередь волнует народ - это вопросы здравоохранения и образования.
Глава Минздрава Вероника Скворцова считает, что самым главным в "медицинской" части послания был акцент на высокотехнологичной и первичной помощи. А министр образования Ольга Васильева была рада услышать о том, что воспитывать детей должна не только школа. "Обязательно надо ходить в театр и кино ", - сказала она.
Владимир Жириновский признался, что это было самое спокойное и оптимистическое послание из тех, что ему доводилось слышать, а слышал он с учетом продолжительности своей политической карьеры все выступления президентов, начиная с 1993 года. "Не было жестких выпадов, президент никому не угрожал кадровыми изменениями, даже Улюкаева не вспомнил", - с явным разочарованием прокомментировал глава ЛДПР. Однако Владимиру Путину, по его мнению, надо с большим вниманием следить за выполнением своих поручений. Например, призыв к правоохранительным органам "не душить" бизнес прозвучал в 2013 году, а соответствующий закон приняли только на последнем заседании Госдумы - специально под новое послание. И если бы не эта оказия, еще неизвестно, сколько бы он еще там валялся.
Лидер коммунистов Геннадий Зюганов расстроился, что в очередной раз не услышал в речи президента критики правительства. Задачи поставлены правильные, но нынешний кабмин под руководством Дмитрия Медведева с ними совершенно точно не справится, считает он. "Послание готовит одна команда, а бюджет разрабатывает и вносит совершенно другая, и она полностью перечеркиваем все озвученное", - посетовал глава КПРФ.
Иван Мельников, в свою очередь, обратил внимание на важную оговорку в речи Путина: он назвал "Единую Россию" опорой правительства, тогда как сами единороссы называют себя опорой президента. "Это интересный нюанс, который случайным быть не может, и возможно, еще сыграет в дальнейшем развитии политического процесса", - рассчитывает коммунист.