Работающие в России онлайн-кинотеатры должны быть национализированы, то есть иметь не более 20% иностранных капиталов. Понятно, что применительно к YouTube это абсолютно невозможно.
Роскомнадзор оперативно отреагировал на возникшую панику и попытался погасить ее обещанием, что на видеохостинги норма об ограничении иностранного капитала распространяться не должна.
Однако закону предстоят еще три чтения, и обилие поправок может обернуться в любую сторону, в том числе и по отношению к YouTube. Тем более когда определения, что такое онлайн-кинотеатр, в нашем законодательстве нет вовсе.
Как можно повернуть законопроект в последний момент — всем известно хотя бы на примере единого дня голосования. ЛДПР внесла законопроект о переносе его с октября на апрель, и закон приняли, только перенесли день выборов на сентябрь.
Вот и новый закон тоже внес депутат от ЛДПР. Ему и слово:
- Мне сегодня родной сын, студент университета, прислал СМС с возмущением и упреком: «Отец, что ты делаешь, зачем закрываешь YouTube?» — пожаловался «МК» Андрей Луговой. — Пришлось ему объяснить, что блогосфера все поняла не так — и YouTube наш законопроект не касается.
Объясню и вам. Этим законопроектом мы вносим изменения в несколько законов: «Об информации», «Об административных правонарушениях», «О защите детей от информации, причиняющей вред» и «Об основных гарантиях избирательных прав». Законопроект гласит: если у онлайн-кинотеатра более 100 тысяч посещений в сутки в России, то нужно в двухмесячный срок представить в Роскомнадзор документы о том, что у этого ресурса не более 20% иностранного капитала. То есть мы ограничиваем нерезидентов России во владении такими ресурсами. Это концепция, а детали обсудим.
— А зачем такие ограничения на кино?
— Интернет бурно развивается и влияет на умы. И мы должны его регулировать с точки зрения национальной безопасности. Онлайн-кинотеатры имеют свои сайты и благодаря им монетизируют свои услуги, в том числе рекламой, которая может быть разной, в частности и формирующей общественное мнение. А мы идем в прежнем тренде — ограничиваем участие иностранного капитала во всех сферах, которые влияют на умы. Это касается и СМИ, и общественных организаций, и Интернета. Чтобы они не использовались в антигосударственных целях.
— Тогда опять непонятно. Вы запрещаете использовать в антигосударственных целях онлайн-кинотеатры, а ресурсу YouTube — разрешаете?
— Мы идем шаг за шагом. Сейчас говорим о конкретном законопроекте. А если мы сейчас начнем говорить о защите государственных интересов в целом, то мы уйдем в соцсети и другие дебри. Давайте идти пошагово.
— Но пошагово вы рано или поздно до YouTube доберетесь?
— Друзья мои, поживем — увидим.
О ближайших шагах «МК» рассказал глава профильного комитета Госдумы Леонид Левин:
— Этот законопроект расписан на наш комитет, но еще не обсуждался. Теперь он уйдет в рассылку — на это дается 30 дней. То есть комитет будет его обсуждать только после Нового года.
— У меня возникает вопрос: если для соцсетей, видеохостингов и агрегаторов в этом законопроекте делается исключение, то не станут ли реальные онлайн-кинотетры прятать свой контент под вывеской ничем не ограниченных YouTube, поисковиков и других ресурсов? Тогда закон вообще не имеет смысла...
— Ну мы же понимаем, что имеется в виду: давайте не путать профессиональное кино с любительским пользовательским контентом. Если онлайн-кинотеатр спрячется под крышей YouTube, то кто тогда будет получать деньги? Тогда и деньги будет получать YouTube, а профессиональным киноресурсам это будет невыгодно. Крупные игроки никогда не будут прятаться и размывать свой доход.
— Почему же? Иногда можно и поделиться прибылью ради ладов с законом...
- Законодательное регулирование в информационной сфере находится в динамике, потому что рынок меняется очень быстро, меняются вызовы. Мы не гадаем на кофейной гуще, а пытаемся проанализировать проблемы индустрии и понять, насколько они нуждаются в законодательном регулировании. Поэтому мы планируем еще в декабре, когда будет идти рассылка законопроекта, собрать экспертов, представителей индустрии и поговорить на эту тему.
Мы послушаем коллег: действительно ли принципиально важно ограничить иностранный пакет акций онлайн-кинотеатров. Но наверняка услышим от отечественных игроков опасения, что если к нам придут крупные иностранные, то наши не выдержат конкуренции. Такие опасения есть. Поэтому хотим послушать все стороны.
Что ж, послушаем, что будет на «круглом столе». Непонятно, например, что может помешать онлайн-кинотеатру приостановить работу после обслуживания 99,9 тысячи посетителей, чтобы не попасть под закон. Но тогда в онлайне может возникнуть очередь на кино, как в реальный кинозал. И что об этом законе подумает не только пользователь, но и антимонопольное ведомство, которое вроде бы не должно поощрять законы, создающие очереди?