Скромный юбилей совсем не скромной партии смогут при желании отметить граждане РФ в этот четверг. 1 декабря 2001 года на свет появилась партия, каждое поражение которой на любых более или менее значимых выборах становится сенсацией общенационального масштаба, — наша современная «руководящая и направляющая сила», партия «Единая Россия».
«Какую бы общеизвестную организацию мы ни создавали — всегда получается КПСС», — сказал некогда самый красноречивый российский премьер всех времен Виктор Черномырдин. С точки зрения политический эстетики незабвенный Виктор Степанович, как всегда, абсолютно прав. Церемонии и ритуалы времен КПСС настолько сильно въелись в нашу плоть и кровь, что даже в самых оппозиционно настроенных организациях партийная жизнь напоминает дурно скроенную пародию на эпохи Сталина, Хрущева и Брежнева.
«Вносим проект решения заседания Федерального политического совета Партии народной свободы об исключении И.В.Яшина из числа членов партии ПАРНАС за совершение действий, нанесших вред интересам партии, и нарушение решения одного из руководящих органов партии» — как вам, например, такая сентябрьская инициатива удмуртского филиала партии Касьянова?
Но если абстрагироваться от эстетической стороны вопроса и сосредоточиться на его сути, то поставленный Черномырдиным «диагноз» начинает очень быстро «расползаться по швам». И ПАРНАС — это совсем не КПСС. Выгнать из «стройных рядов строителей нового общества» молодого и талантливого политика Илью Яшина в итоге так и не удалось. И это несмотря на то, что он «наступил на мозоль» партийному вождю Михал Михалычу Касьянову! Во времена Суслова и общего отдела ЦК такая осечка была бы немыслимой!
И «Единая Россия» — это тоже совсем не КПСС. Да-да, вы не ослышались! Я считаю, что сходство между двумя этими политическими партиями носит внешний, и даже вводящий в заблуждение, характер.
Конечно, после революции октября 1917 года РСДРП (большевиков) — так партия Ленина называлась в момент исторического залпа «Авроры» — превратилась в структуру, которая фактически подменила собой механизм государственного управления. Но при этом РСДРП(б) — РКП(б) — ВКП(б) — КПСС все равно оставалась партией. «Партийное собрание», «партийный билет», «партийная ячейка», «исключение из партии» — в глазах людей моего поколения во всех этих понятиях присутствует ярко выраженный юмористический аспект. Но люди постарше воспринимали их совсем по-другому.
А теперь давайте бегло пройдемся по краткому курсу истории нашей современной «руководящей и направляющей силы». Моментом, когда была зачата партия «Единая Россия», следует считать думские выборы декабря 1999 года. На этих выборах одна часть правящей бюрократии во главе с Путиным нанесла разгромное поражение другой части правящей бюрократии, которая объединилась вокруг Лужкова, Примакова, Шаймиева и Рахимова. По советским традициям победители должны были если не раскрошить лидеров побежденных в порошок, то уж точно сослать их на «низовую работу» в провинцию — директорами второстепенных заводов и фабрик.
Но Россия в тот момент управлялась уже совсем по другим принципам, нежели Советский Союз. Вместо «раскрошки в порошок» побежденные признали свое поражение, отказались от самостоятельных политических амбиций и принесли клятву верности новому «сюзерену». А «сюзерен» в свою очередь их простил, приголубил и ввел в ряды своих «вассалов». Именно в тот момент в России в политическом плане закончились 90-е годы. Именно в тот момент понятие «партия» в нашей стране в значительной мере утратило свой реальный смысл.
Созданная 15 лет тому назад на основе объединения «изначальных путинцев» и «лужковцев-примаковцев» «Единая Россия», с моей точки зрения, является партией скорее формально. В реальности «ЕР» — это форма политического объединения правящего класса под началом «избираемого монарха» — президента, политический механизм, с помощью которого в стране выигрываются выборы.
Да, у «Единой России» все привычные партийные атрибуты: партийные билеты, первичные организации и прочая и прочая. Но все эти атрибуты отдают какой-то декоративностью. И по-другому быть просто не может. «Единая Россия» — это не самостоятельная политическая сила, какой была КПСС. «Единая Россия» — это пристяжной ремень, технический инструмент, «пульт управления» которым находится вовсе не в официальной штаб-квартире партии в Банном переулке.
В день юбилея про именинника полагается говорить только хорошее. И я не нарушаю эту почтенную традицию. Все вышесказанное — это вовсе не гневное обличение партии «Единая Россия», как это кому-то могло показаться. Все вышесказанное — это, на мой взгляд, всего лишь констатация объективной реальности. И что с этой реальностью делать, как ее можно изменить — лично я просто не представляю.
Спустя четверть века после крушения СССР партии в России по-прежнему не исполняют ту функцию, что является главной у партий на Западе, — функцию несущего каркаса политической системы. Наши партии — это такой «фальшпотолок», элемент декора, который скрывает реальные несущие конструкции, сделанные совсем из другого «строительного материала».
Грустно? Возможно. Но если бы «Единая Россия» была бы реальным клоном КПСС, то нам всем было бы в миллион раз грустнее. Поэтому с пятнадцатилетием тебя, наша главная партия! И скорейшего тебе достижения полноценного «политического совершеннолетия» — тебе и всей нашей партийной системе! Кто знает, вдруг это действительно когда-нибудь произойдет! Не зря же говорят, что чудеса случаются.