Потомки сотрудников НКВД начали присылать «Мемориалу» данные о предках

Координатор «Справочника о чекистах» рассказал, что его сайт атаковали черви и боты

Детективная история развивается вокруг так называемого «Справочника о чекистах эпохи большого террора» (официально этот интернет-ресурс, созданный обществом «Мемориал», называется более политкорректно: «Кадровый состав органов государственной безопасности СССР 1935−1939»). Всего за неделю существования этот сайт дважды «падал», а затем в СМИ появилась информация об открытом письме потомков сотрудников НКВД с требованием закрыть ресурс «во избежание мести со стороны потомков репрессированных».

В «Мемориале» заявили, что не собираются удалять эту базу данных, а координатор проекта, член правления международного общества «Мемориал» Ян Рачинский рассказал нам о том, что никакого письма в действительности не существует.

Координатор «Справочника о чекистах» рассказал, что его сайт атаковали черви и боты

Последнее утверждение выглядит вполне логично. Если родственники сотрудников НКВД действительно боятся мести, то подписываться под открытым письмом и обращать на себя дополнительное внимание тем более опасно. Да и текст этого письма полностью нигде не опубликован, даются лишь отдельные анонимные цитаты. Но вернемся к разговору с Яном Рачинским.

- С какой целью вы открыли ресурс, который уже окрестили «Справочником о чекистах большого террора»?

- Определенная правда в таком названии есть: в эту базу вошли не все сотрудники НКВД: там нет ни милиции, ни пограничников. Основное содержание ресурса — это люди, имевшие внутренние ведомственные спецзвания и знаки отличия управления госбезопасности.

Отдельная система званий в период с 1935 по 1943 год в этом управлении предполагала, что майор госбезопасности находится наравне или выше общевоинского полковника.

Цель этой публикации — предоставить историкам справочный материал для определения действующих лиц. Помимо сугубо научной стороны, есть общественная. Исследование трагического периода массовых репрессий до сих пор носило несколько односторонний характер: внимание уделялось жертвам преступлений, а виновные в преступлениях и исполнители оставались за кадром. Нужно знать имена и этих людей. Они содержатся в справочнике.

Разумеется, говорить, что в нем только имена палачей, как это делают некоторые, – не достаточно основательно. Но в большинстве своем все-таки это — люди, которые работали внутри механизма исполнительной машины преступной политики Сталина. Среди них есть исполнители преступных приказов, и те, кто пытал узников и фальсифицировал их показания. Публикация таких данных может помочь обществу выработать иммунитет против государственной преступной политики, дать понимание того, что что имена тех, кто участвовал в исполнении беззакония, тоже не забудут.

- Почему сайт работает нестабильно, он подвергается кибератакам?

- Ресурс не всегда справляется с объемами скачиваемой информации: как правило это — больше гигабайта в час. В первые дни была пиковая нагрузка, которую он не выдерживал. Потом трафик стал меньше, но появились «черви» и «боты», и ресурс не выдержал снова. Сейчас мы усилили защиту.

– Сколько родственников указанных в списке сотрудников НКВД обратились в «Мемориал» с различными требованиями?

- Официального обращения нет пока ни одного. Я видел в прессе сообщения о каком-то открытом письме, но к нам оно не приходило. Мы пытались обнаружить текст этого письма в сети, но тщетно.

На нашем сайте есть несколько недовольных комментариев, но требований закрыть ресурс они не содержат. Поэтому публикации о том, что «потомки палачей из НКВД требуют удалить базу данных», на мой взгляд, не соответствуют действительности. Им не нравится формулировка «потомки палачей», мне она тоже не нравится, зачем ярлыки вешать, но это - не наша формулировка, ее придумали СМИ и блогеры.

А некоторые из потомков людей, указанных на нашем ресурсе, завязывают с нами переписку, поддерживают телефонные контакты и предоставляют дополнительную информацию о своих предках. В первую очередь, это, конечно, те кто уверен, что они не были связаны с репрессиями.

Но завязалась переписка и с руководителем одной крупной строительной компании, чей предок, бесспорно, был с репрессиями связан. И она ведется в доброжелательном научном ключе. Обсуждение идет не путем поиска: на кого бы переложить вину сегодня, а осмыслением того, почему такое произошло, как относительно рядовых сотрудников системы заставляли исполнять преступные приказы, и не выполнить их было невозможно, и как не допустить подобного в будущем.

Ранее члены правления «Мемориала» выдвигали версию, что с их ресурсом борются вовсе не потомки сотрудников НКВД, а скорее — их духовные наследники, которые не желают осуждать сталинские репрессии.

Читайте материал «Ненаказуемое прошлое: нужно ли искать палачей НКВД»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру