Мне не раз доводилось беседовать с людьми, которые руководили Центризбиркомом в новом веке до Памфиловой: Александром Вешняковым и Владимиром Чуровым. Они спокойно выслушивали критику сложившихся правил и отвечали корректно, примерно так: «Недостатки заложены в избирательном законодательстве, но ЦИК не может обсуждать законы о выборах и не имеет права законодательной инициативы, чтобы их изменить. Центризбирком должен неукоснительно исполнять законодательство».
Памфилова поставила вопрос иначе:
— Мы (имеется в виду ЦИК и экспертное сообщество. — Авт.) не хотим быть просто счетчиками, — сказала «МК» Элла Памфилова в перерыве конференции. — В конечном итоге решать, какой быть нашей избирательной системе, предстоит законодателям, но мы хотим быть детонатором мысли.
На конференции зарегистрировались около трех сотен экспертов по избирательной практике. А вот чиновников практически нет. Они ознакомятся с плодами работы позже. В первый день слета каждый желающий мог высказаться с трибуны пленарного заседания, а в пятницу предстоит работать по секциям, чтобы подготовить конкретные предложения.
Памфилова отказалась от того, чтобы озвучить заранее подготовленный многостраничный доклад. «Я специально решила не высказывать свое мнение и предложения ЦИК, а только озвучила вопросы, которые хотелось бы обсудить», — сказала она позже. Вопросов оказалась дюжина, изложу некоторые из них так, как я их понял. Почему наше законодательство не учитывает миграционную активность населения, а в итоге один гражданин не может проголосовать в командировке, а других граждан автобусами привозят на избирательные участки? Почему ни одна партия не смогла собрать подписи для участия своего списка в выборах, и только 19 самовыдвиженцев из сотен справились с этой задачей? А вот здесь уже цитата: «Количество подписей, которое нужно собрать, у многих вызывает вопросы, а излишние требования к оформлению приводят к тому, что мы вынуждены выбраковывать достоверные подписи, хотя сердце кровью обливается», — сказала Памфилова.
К слову о подписях. Ранее существовал закон, запрещающий менять правила выборов менее чем за год до кампании. Но эта норма как-то незаметно исчезла. А в результате число необходимых подписей для участия в выборах выросло в 6 раз всего за полтора месяца до выборов. К этому, естественно, политики-кандидаты уже не успевали подготовиться.
Среди тем, озвученных главой ЦИК, и такая: мероприятия, связанные с выборами, сейчас комиссии могут начинать только после объявления кампании, а это происходит за 90–100 дней до дня голосования. Закупить за это время КОИБы и прочее необходимое оборудование уже почти невозможно, ведь требуется объявить и провести конкурс.
Озвучила Памфилова, а следом за ней и многие эксперты и ранее опубликованные предложения «МК» о том, чтобы сократить ненужные процедуры при подсчете голосов, и сам итоговый протокол освободить от необязательных строк.
Одним из самых авторитетных среди экспертов был сенатор Олег Морозов, получивший стабильную известность благодаря работе в Госдуме и Администрации Президента. Он предположил, что серьезно менять избирательное законодательство не нужно, требуется лишь «тонкая настройка». Но другие ораторы с ним не соглашались. Они напоминали о том, что перед каждой федеральной кампанией избирательное законодательство всегда переписывалось, иногда — поворачивалось на 180 градусов. Поэтому должно произойти коренное изменение: нужно создать Избирательный кодекс, который свел бы в себе все законы о выборах и препятствовал их переписыванию в последний момент.
— Это я вбросила идею кодекса для обсуждения, — призналась «МК» Памфилова. — Этой идеей болеют многие мои коллеги. Сегодня избирательное законодательство имеет много противоречий и нестыковок. Если свести его в один документ, они станут видны, и их можно будет устранить. Кодекс позволит отсечь спонтанные законодательные идеи накануне выборов, которые становятся проблемой для участников кампаний, разрушают их планы. Кодекс мог бы помочь привести выборы к единой логике и модернизировать законодательство поступательно, без метаний. Это позволит политикам спокойно планировать свои кампании, не боясь, что правила поменяются в последний момент непредсказуемым образом.
Депутат от ЛДПР Алексей Диденко, озвучив предложения фракции, передал Элле Памфиловой и личное предложение Владимира Жириновского: после окончания голосования — опечатывать участки, а к подсчету голосов приступать утром, на свежую голову: «Отменить ночной подсчет голосов. Ночь для того, чтобы отдыхать, а не считать голоса. Вот когда выспались — наутро стали считать». Кстати, это одно из предложений «МК», которое было опубликовано еще в сентябре.
Сформулированные по итогам конференции предложения будут переданы Владимиру Путину до конца года, относительно полный их перечень «МК» опубликует по итогам второго дня конференции.