В заявленных планах Трампа ничего принципиально отличающегося от его предвыборной платформы, нет. Исключение составляет разве что так называемая Obamacare – реформа системы здравоохранения, инициированная Бараком Обамой. Изначально Трамп обещал в первый же день своего президентства попросить Конгресс США «немедленно и полностью аннулировать Obamacare». Однако, как показывают опросы, в этом стремлении избранного президента США поддерживают менее 40% американцев – возможно, поэтому сейчас Трамп не акцентирует внимание на данной проблеме.
А вот вопрос пересмотра международных торговых соглашений для Трампа, воззрения которого многие уже охарактеризовали как «протекционистские», остается ключевым.
В частности, избранный президент США намерен из Транстихоокеанского партнерства (TPP), соглашение о котором было подписано в этом году и еще не вступило в силу. Оно, среди прочего, предполагает снижение пошлин на импорт, что, по мнению Трампа, приведет к падению американского производства и как следствие – к сокращению числа рабочих мест.
Помимо TPP избранному американскому лидеру не по душе и Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA). Подписанное США, Канадой и Мексикой в 1992 году и вступившее в силу в 1994-м оно рассматривается как инструмент для создания единого континентального рынка – опять же путем устранения таможенных барьеров при обмене товарами и услугами. Как несложно догадаться, для «протекциониста» Трампа – да еще и с поправкой на его отношение к Мексике, – данное соглашение в нынешним виде неприемлемо, потому он намерен пересмотреть условия NAFTA (речи о полной отмене, впрочем, не идет).
Другой приоритетный вопрос, перекочевавший из предвыборной программы Трампа в его стодневный план, – борьба с нелегальной миграцией. Речь идет в частности о том, чтобы на два года отправлять в тюрьму людей, уличенных в повторном незаконном пересечении границы (при первом задержании человек должен быть просто отправлен домой; до этого он заключается под стражу). На пять лет предлагается осуждать тех, кто, являясь находясь в США нелегально, совершил на территории страны иные правонарушения (ранее, к слову, Трамп предлагал принудительно отправлять на родину всех осужденных и освобожденных из заключения на американской земле нелегалов).
Любопытно, что, как и в случае с Obamacare, вопрос строительства стены на границе с Мексикой (чему был посвящен целый пункт предвыборной программы республиканца) Трамп, говоря о ста днях, не затронул. Возможно, дело опять же в отсутствии поддержки этой идеи у широкими слоями американцев. Более 60% жителей США – против подобной меры. С ними солидарны даже некоторые влиятельные республиканцы.
СПРАВКА «МК»
Традиция выделения первых ста дней как основы политики на весь президентский срок берет начало от Франклина Рузвельта. 32-й президент США в 1933 году именно за три месяца осуществил ряд важнейших реформ в рамках обозначенного им «Нового курса». Идеи его были озвучены еще в ходе предвыборной кампании, что, как считается, способствовало уверенной победе демократа Рузвельта над его соперником-республиканцем (и предшественником на посту президента) Гербертом Гувером. Впрочем, полностью традиция «ста дней» не прижилась – многие американские президенты после Рузвельта предпочитали не акцентировать внимание на реформах начала своего срока – возможно, чтобы не становится легкой мишенью для критики в случае провала преобразований.