Перед съездом ОНФ, не собиравшимся с 2013 года, настойчиво ходили слухи о возможном реформировании этой организации, которая задумывалась как широкая коалиция в поддержку Владимира Путина, а в итоге превратилась в бледную тень "Единой России" - что наглядно продемонстрировали недавние думские выборы.
Причин для таких разговоров, как минимум, несколько. Во-первых, отсутствие каких-то действительно ярких достижений на счету ОНФ и слабость самого бренда.
Своей главной задачей «фронтовики» называют контроль за выполнением "майских указов" президента и деятельностью чиновников, а также борьбу с коррупцией. Однако в общественном сознании на этом направлении гораздо больше преуспели силовики и ФБК Алексея Навального, на счету которого несколько громких разоблачений федерального масштаба, а не какие-то там жулики, не построившие дорогу в деревне Гадюкино.
Еще одной причиной возможного переформатирования ОНФ является приближающаяся президентская кампания. Если Кремль хочет, чтобы "фронтовики" приняли в ней активное участие, нужна не только смена повестки, но и привлечение к работе ярких, креативных людей, которых сейчас в организации кот наплакал. (Собственно, кроме Станислава Говорухина и вспомнить-то некого, да и он больше занят работой в Госдуме, нежели в ОНФ).
Нынешняя идеология и балласт "серой массы" не позволяют фронту принять участие в решении задачи, действительно, важной для Кремля, а именно - вернуть интерес граждан к выборам. Тем более, что сделать это нужно в крайне сжатые сроки.
Наконец, не стоит забывать, что в АП пришел новый куратор по внутренней политике, у которого могут быть свои взгляды на роль ОНФ в нынешнем политическом ландшафте. В частности, Сергей Кириенко, возможно, захочет переориентировать «фронтовиков» с конфликтных тем, которые, как полушутя полусерьезно признавался сам Владимир Путин, его только расстраивают, на более позитивную повестку.
Например, вместо информации о потраченных впустую миллионах, недостроенных больницах и школах, активисты могут рассказывать президенту о результатах волонтерской и благотворительной деятельности, успешных проектах в области культуры и образования, создавая тем самым более оптимистичный фон в преддверии президентских выборов.
В общем, вопросов перед мероприятиями ОНФ было много, но ответов на них, увы, не последовало ни на самом Съезде, состоявшемся утром во вторник, ни во второй половине дня, когда на Форум действий приехал Владимир Путин.
На съезде было принято решение прекратить полномочия 12 человек из центрального штаба и вместо них избрать 15 новых членов, однако фамилии ни тех, ни других ничего скажут широкой общественности (более того, сами фронтовики, как выяснил "МК", порой не знают, о ком речь).
В частности, из руководящих органов ОНФ были исключены губернаторы Алексей Богомаз и Андрей Бочаров, а также министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, чьи позиции заняли отличившиеся активисты - руководители проектов "Народная экспертиза" и "За права заемщиков".
Сергей Кириенко на «фронтовых» мероприятиях особо не светился. А сопредседатель центрального штаба Александр Бречалов пояснил, что пока работа с новым куратором выстраивается так же, при Вячеславе Володине: "Работаем в формате мозгового штурма, оцениваем эффективность и успешность проектов, которые у нас есть, думаем над новыми решениями".
При этом Бречалов и Говорухин уверены, что задача преобразовать фронт в партию или наделить его какими-то политическими лозунгами не стоит. "Сверху такой инициативы точно не будет, а снизу вряд ли", - считает режиссер.
Владимир Путин в своем вступительном слове также дал понять, что то место, которое в настоящее время занимает "Народный фронт" его полностью устраивает, как и результаты его деятельности.
"В результате вашей работы были скорректированы различные программы и финансовые расходы государства на 227 млрд руб. Это очень серьезная цифра для бюджета страны", - похвалил президент. В дальнейшем, ОНФ, по его словам, должен продолжать следить за исполнением майских указов 2012 года, контролировать качество дорог и госзакупки, а также заниматься вопросами социальной политики - прежде всего на уровне муниципалитетов и регионов. "Следующий год у нас - год экологии. Я очень рассчитываю, что мы вместе с вами поработаем по этому направлению", - добавил ВВП.
Не услышав от президента ничего нового, фронтовики также не стали менять формат дискуссии, по традиции сконцентрировавшись на социально-бытовых вопросах.
Они пожаловались президенту, что в стране практически исчезли ясельные группы для детей до трех лет, некоторые детские сады, о строительстве которых отчитались местные чиновники, не работают из-за недоделок, а в школах плохо поставлена работа медсестер и дежурных врачей. "Надо решать эти проблемы, потому что мы все равно будем рожать!" - пригрозила одна из активисток.
Путин отвечал, что против родов ничего не имеет. Однако именно тренд на увеличение рождаемости, привел к дефициту мест в яслях и детских садах, но в целом нынешняя демографическая ситуация - это большое достижение. "Вот в 90-е у нас был большой провал в демографии. В этой связи даже с набором в армию в ближайшее время будут проблемы", - посетовал он.
Примерно в том же ключе были обсуждены еще с десяток злободневных тем - от мусорных свалок до защиты городских лесов и создания туристических кластеров. ВВП тщательно записывал жалобы и предложения «фронтовиков», обещая принять к сведению, посмотреть и подумать, что можно сделать.
Члены ОНФ, представляющие интересы аграриев, в очередной раз попросили главу государства "ни в коем случае не отменять санкции". В свидетели их необходимости калининградец Виктор Гофман даже призвал своего партнера из Германии, который с удовольствием покупает мясо для колбасок у местных производителей.
Владимир Путин поморщился при слове "санкции". "Это были не санкции, а ответные меры, направленные на защиту внутреннего рынка", - поправил он выступающего. И заметил: потребителю не важно, кто производитель, он заинтересован получать товар хорошего качества по наименьшей цене. Но в целом просьба предпринимателя внутреннего протеста у президента не вызвала, тем более, что и антироссийские санкции, ответом на которые стало наше продовольственное эмбарго, пока никто отменять не собирается. "Я вам на ушко могу шепнуть: будем тянуть как можно дольше", - пообещал Путин.
"Мы к этому еще вернемся, обещаю!" - практически после каждого выступления говорил президент, тем самым внушая членам ОНФ надежду, что их движение пока еще не списали со счетов.