Взгляд из Киева
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий, Украина:
«Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США заставляет Украину заново самоопределиться, уточнив соотношение между долгосрочными целями, политическими ограничителями и имеющимися ресурсами. Отныне жить и развиваться придется, что называется, «на свои».
Никогда еще в своей истории украинцы не были настолько сильно, хотя и в основном виртуально, вовлечены в избирательную кампанию в США. По всей Украине тысячи людей пристально следили за дебатами кандидатов в президенты за океаном, живо комментировали все громкие заявления, штудировали аналитику, а в Киеве околовластные эксперты еще и готовили сценарии действий, которые предполагалось запустить сразу же после вроде бы неизбежной победы демократов.
Выбор в пользу Хиллари Клинтон со стороны экспертного сообщества, СМИ, социальных сетей, ведущих политиков был полным и безоговорочным. При этом в расчет брался даже не политический вес Клинтон или опыт ее работы на посту госсекретаря, но в первую очередь — разветвленные и прочные связи украинских элит с Клинтон и ее окружением. Другими словами, украинским элитам очень хотелось сохранить возможность «решать вопросы» с Америкой, используя наработанные личные связи и протоптанные кулуарные входы-выходы.
Многих украинских политиков привлекала в Клинтон ее давняя готовность самым жестким образом противостоять России. Хотя прямолинейная жесткость ретроспективно не выглядит такой уж дальновидной и оправданной.
Например, именно Хиллари Клинтон активно продавливала в 2008 г. предоставление Украине и Грузии плана действий по членству в НАТО (ПДЧ). Россия тогда восприняла этот поворот как недопустимую провокацию чуть ли не в стиле «Карибского кризиса». Скорее всего, это ошибочное (с позиций сегодняшнего дня) решение относительно ПДЧ подтолкнуло Россию к разработке различных, в том числе радикальных, планов противодействия возникшим для нее угрозам.
В свете сказанного неудивительно, что внезапную победу Дональда Трампа в Киеве восприняли с большой настороженностью, а некоторые чрезмерно восторженные поклонники Клинтон — даже как трагедию.
Политический класс обоснованно опасается, что при новой администрации в Вашингтоне Украина будет отодвинута в конец списка внешнеполитических приоритетов США. Вследствие этого уменьшится финансовая поддержка, будут урезаны программы участия американских консультантов в формировании ряда ключевых государственных институтов, уйдет решимость защищать Украину военной силой. Уже нельзя будет рассчитывать на точечное терапевтическое вмешательство США во внутриукраинские конфликты, чреватые серьезной дестабилизацией страны.
Предвыборные заявления Трампа по Украине поверхностны, противоречивы и вряд ли закрепятся как позиции или тренды. В этом смысле республиканское большинство в Конгрессе США выступает гораздо последовательнее, и можно ожидать, что конгресс удержит президента Трампа от крайностей и экстравагантных импровизаций.
В то же время фактор Трампа может стать для Украины чем-то вроде полезной шоковой терапии. Страна опасно зависла в замороженном, тупиковом состоянии. Давно назревшие решения бесконечно откладываются в ожидании подсказок и помощи извне. Основные политические силы явно заигрались в попытках поймать друг друга на ошибках, набрать очки, получить односторонние преимущества, в том числе за счет зарубежного покровительства. А в это время в украинцах, обрекаемых на все более трудное выживание, нарастают разочарование и отчуждение.
Встряска, устроенная Трампом, способна побудить украинский политический класс сосредоточиться на самостоятельном решении вопросов войны и мира, государственного строительства и других, реально важных для населения темах.
Чтобы самостоятельно отвечать на внешние и внутренние вызовы, Украина остро нуждается в восстановлении доверия между властью, элитами и обществом. Страна не может постоянно жить и развиваться во взвинченной атмосфере Майдана, в ожидании переворотов, в условиях регулярных комиссарских рейдов по выявлению и подавлению очередной «зрады».
Надо один раз провести основательную санацию украинской политики, решительно отделив ее от бизнеса и коммерческих интересов, после чего перевести государственную систему от перманентной чрезвычайщины в режим нормального цивилизованного функционирования. Этой системной нормализации будут способствовать, в частности, недавние важные новации: введение публичного электронного декларирования доходов государственных служащих и переход к государственному финансированию политических партий.
Смена команды в Вашингтоне — мощный стимул для ускоренного политического «взросления» украинцев. Пора избавиться от расслабляющих иллюзий в стиле «Запад нам поможет». Надо безотлагательно определиться с национальными приоритетами, оздоровить и переформатировать политический класс, установить в стране прочный мир и перейти к планомерной работе по созданию экономики, государства и нации, отвечающих условиям ХХI века».
Взгляд из Москвы
Сергей Станкевич, эксперт Фонда Анатолия Собчака:
«Внезапное для очень многих превращение Дональда Трампа из политического бузотера в хозяина американского Белого дома вопреки многим поспешным комментариям не роковая случайность и не «досадный сбой» в отлаженной двухпартийной системе США, а важный симптом того, каков отныне будет миропорядок в ХХІ веке.
Вместе с Хиллари Клинтон, проигравшей выборы, медленно, но безвозвратно уходит в прошлое американоцентричный мир, просуществовавший двадцать пять лет.
В новом полицентричном мире от национальных государств, включая Украину, потребуется практическое умение брать собственную судьбу в свои руки, не рассчитывая на сторонние «зонтики», подпорки или на членство в щедрых на помощь региональных объединениях.
Более года правящая коалиция в Киеве очевидным образом тянула время и делала стратегическую ставку на победу Хиллари Клинтон. Президент Обама ожиданий Киева не оправдал. Предполагалось, что Клинтон, заняв Белый дом, откроет дорогу для систематических поставок в Украину летального оружия, поддержит пропагандистский статус Украины как «щита для Европы» и передового окопа в глобальной «холодной войне».
Прямое массированное присутствие атлантических союзников во внешних и внутренних делах Украины должно было восполнить для Петра Порошенко нехватку собственного политического и волевого ресурса, помочь избежать мятежей и закрепиться во власти в качестве того, кого на переправе не меняют.
Победа Трампа в Америке стала серьезным ударом по этим планам. Предстоит болезненное осознание новых реальностей. Поначалу в Киеве скорее всего снова возобладает привычное для гетманского стиля лидерства решение «годить», то есть маневрировать, ничего не меняя по существу. Дескать, Трамп будет формировать политику США в отношении Украины не в одиночку, найдутся за океаном добрые люди в администрации, госдепартаменте и конгрессе, которые замолвят словечко, глядишь, и «все будет как при бабушке».
Между тем жить по-старому точно не получится. Волна нового национального прагматизма уже достигла Болгарии и Молдавии, на очереди участники «нормандской четверки» Франция и Германия. Массовому избирателю не нравится перспектива нового раскола Европы и жизни в окопах «холодной войны». Хочется здоровой экономики и политики, свободной от агрессивных мифов.
Петру Порошенко придется не просто «жить по средствам», а основательно менять стратегический план президентства. Отказ от своевременной адаптации к новым реальностям может оказаться роковым. Предел социального терпения в украинском обществе, судя по многим признакам, довольно близок.
Понятно, что для любых последовательных действий Петру Порошенко нужна эффективная коалиция большинства в Верховной раде. Электронное декларирование доходов и имущества было призвано послужить инструментом для санитарной зачистки политической элиты и формирования новой правящей коалиции в ходе досрочных выборов в парламент.
Эффект, однако, может оказаться обратным. Не исключено, что поразительная картина, открывшаяся в декларациях, сыграет роль пресловутого «черного лебедя»: люди наглядно увидели, ради чего были принесены жертвы и для чего их призывают мириться с бедствиями в дальнейшем. И это совсем не «светлое европейское будущее», а нечто сегодняшнее и земное. Досрочные выборы в Верховную раду вполне могут ознаменоваться популистским бунтом с непредсказуемым оттенком и обернуться для Порошенко «лебединой песней».
Чтобы вылезти из окопов и начать развиваться, Украине нужен «трампизм» в хорошем смысле этого слова. Украинцам нужно, подобно Дональду Трампу и его избирателям, решительно отбросить парализующий гнет пропагандистских клише. Сказать вслух: мы, наши жизни, наши семьи и их благополучие здесь и сейчас — превыше всего. Программа Трампа — новая индустриализация, миллионы рабочих мест, модернизация инфраструктуры, стимулирование производительного неолигархического бизнеса — прекрасно ложится на украинские реалии.
В Америке под программу национального прагматизма нашелся лидер. Сделает он, конечно, не все, что обещал, но стараться будет, похоже, по максимуму. Что предпочтет нынешнее руководство Украины: заслониться от американского примера или последовать ему — увидим в следующем году».
Читайте материал «Человек, который принес победу Трампу: тайны хитрейшей интернет-кампании»