Проект соглашения представлен Минобороны РФ, согласован с МИД России и федеральными органами исполнительной власти. Согласно ему, Москва и Ереван вместе будут отвечать за безопасность в Кавказском регионе. Планируется, что соглашение подписывается сроком на пять лет, а далее продлятся автоматически. Все подробности проекта в самое ближайшее время обсудят Минобороны и МИД двух государств.
В документе говорится, что командующий объединенной группировкой будет назначаться верховным главнокомандующим Армении по согласованию его российским коллегой. В мирное время командующий группировкой непосредственно подчиняется начальнику Генштаба Армении, а в угрожаемый период и военное время, либо командующему войсками ЮВО российской армии, либо начальнику Генштаба — в зависимости от ситуации.
Сейчас на российской базе в Армении в Гюмри на постоянной основе находятся порядка пяти тысяч российских военных. База оснащена средствами ПВО и истребителями МиГ-29. Ответом на какие вызовы и угрозы станет новая объединенная группировка? Какие конкретно задачи будет решать новое стратегическое объединение? На эти вопросы «МК» ответил военный эксперт, полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Виктор Мураховский:
- Известно, что Армения входит в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и часть армянских подразделений участвуют в коллективных силах быстрого развертывания ОДКБ. Здесь накоплен большой опыт.
Плюс Армения объединила свою ПВО с российской — мы взаимодействуем в объединенной системе ПВО России-Армении. И теперь назрело время перейти от союзных отношений в военной сфере к формированию объединенных группировок войск.
Что это дает? В первую очередь, повышение эффективности такой группировки, поскольку исключает дублирование ряда функций и формирований. К примеру, в такой группировке нет необходимости держать одновременно подразделения разведки и Армении, и России. То есть какая-то из стран теперь сможет выполнять эти функции самостоятельно, а какая-то - задачи инженерного обеспечения, тылового и других — по всей номенклатуре вооружений и родов войск.
Кроме того, пока мы действовали лишь как союзники, то должны были постоянно согласовывать все вопросы вплоть до самых мелких. В объединенной группировке будет создана обычная армейская вертикаль управления. То есть командующий отдает приказ, который для всех в группировке обязателен к исполнению.
Такое плотное взаимодействие — не первый случай в мировой практике. Подобные формирования есть, к примеру, в НАТО. Допустим, германо-французский корпус. И тут хотелось бы подчеркнуть: создаваемая группировка не имеет наступательных задач. Она преследует исключительно оборонительные цели.
Понятно, что Армения граничит с такой страной НАТО как Турция. А НАТО — блок, который официально заявляет, что Россия — его главный противник. Отсюда вывод: возможности такой группировки будут позволять вести совместные боевые действия против агрессии НАТО.
Я бы сказал, что группировка будет еще выполнять и задачу сдерживания в отношении и других соседей Армении. Повторяю: не наступательную, а именно функцию сдерживания. Это касается и Азербайджана. Далее: Армения в рамках такого соглашения будет иметь возможность получать из России вооружения и технику по внутрироссийским ценам, установленным гособоронзаказом, что существенно ниже экспортных цен на наше оружие.