Расследованием обстоятельств катастрофы Ту-154 под Смоленском занимались параллельно и Международный авиационный комитет (МАК), и российская сторона, и Польша.
Версия о теракте или ином преднамеренном характере катастрофы подтверждения не получила, что неоднократно подвергалось критике со стороны брата покойного президента – Ярослава Качиньского – и его соратников по партии «Право и справедливость» (ПиС).
Более того, Антоний Мацеревич, с 2015 года занимающий пост министра обороны Польши, и вовсе обвинил правительство польского экс-премьера Дональда Туска (представлявшего партию «Гражданская платформа»), находившееся у власти в период расследования, в фальсификации результатов. «Морально ответственными» за произошедшее назвал Туска и его соратников и Ярослав Качиньский.
Именно поэтому нынешние действия польских властей стоит воспринимать именно как часть борьбы с политическими оппонентами внутри страны, считает старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим ВОЛОБУЕВ.
«Сегодня в стране наблюдается раскол между партией «Гражданская платформа» и ее сторонниками с одной стороны и между правящей партией Ярослава Качиньского «Право и справедливость» – с другой, – напомнил эксперт в беседе с «МК». – Эту ситуацию можно сравнить с противостоянием демократов и республиканцев в США, где мы видим сейчас массовые митинги против Трампа. В Польше подобное происходит давно, еще с октября прошлого года, когда «Право и справедливость» пришла к власти, выиграв парламентские выборы. Причем победа была оглушительной – партия теперь впервые в посткоммунистической истории страны может не создавать парламентскую коалицию, а формировать правительство самостоятельно. Президент страны – также из этой партии, то есть вся власть по сути сейчас сосредоточилась в ее руках. И поэтому проходят митинги против ее всевластия, наступления на демократические свободы и т.д.
Эксгумация на этом фоне становится частью борьбы «ПиС» и оппозиционной «Гражданской платформы». Эта борьба идет еще с 2005 года; естественно, смоленская катастрофа подлила масла в огонь. Ярослав Качиньский и его сторонники не могут поверить, что трагедия произошла по вине польской стороны. Еще тогда правая рука Качиньского – а ныне министр обороны Антонио Мацеревич – возглавлял альтернативную (парламентскую) комиссию по расследованию авиакатастрофы. Она пришла к собственным выводам (они, разумеется, были «притянуты за уши», заготовлены заранее и уже к ним подверстывались разного рода доказательства) о том, что трагедия была неслучайной и стала результатом «заговора» чуть ли не Туска и Путина против «польского патриота» Леха Качиньского. Когда же Мацеревичу указали на ряд несоответствий в этой версии, он ответил – пускай даже так, но все равно львиная доля вины лежит на российской стороне, на российских диспетчерах и т.д.. С тех пор эти процессы продолжаются, потому что признать результаты правительственной комиссии, действовавшей в то время (а возглавлял ее Ежи Миллер из «Гражданской платформы»), для «ПиС» неприемлемо и оскорбительно. В этой связи эксгумация, естественно, преследует узкополитические цели: доказать, что, возможно, погибшие были живы еще после катастрофы, что их добивали и т. д. – речь идет о тех конспирологических теориях, которые генерирует Мацеревич. Он в принципе всегда был и остается человеком конспирологических взглядов».