Эти цифры могут приобрести важное значение в том случае, если разрыв между претендентами на Белый дом будет минимальным. Так было в 2000 году, когда Ал Гор и Джордж Буш-младший шли буквально ноздря в ноздрю, и их исход их соперничества пришлось решать Верховному Суду США после пересчета поданных избирательных бюллетеней в штате Флорида.
Количественные параметры, касающиеся обладающих правом голоса экспатов, рознятся в очень широком диапазоне, т.к. американские власти не ведут учет выезжающих за рубеж граждан. Эксперты считают, что минимальная цифра – чуть меньше 3 млн. человек, максимальная – порядка 8 млн. Законодательство позволяет этим людям зарегистрироваться в качестве избирателей онлайн. Через интернет они могут также получить избирательные бюллетени. Дальше начинаются варианты: некоторые штаты США разрешают своим экспатам голосовать дистанционно (электронным путем отсылается сканированная копия бюллетеня), а другие штаты такой возможности не дают, требуя почтовой отправки.
За кого будут голосовать американцы, живущие в Париже, Берлине, Лондоне, Риме, Москве, Пекине, а также те, кто несет военную службу на базах США в разных частях света? Военные традиционно симпатизируют республиканцам и, вероятно, в своем большинстве проголосуют за Трампа. Но военные составляют меньшую часть американских экспатов. А гражданские лица из США, живущие в других странах, преимущественно симпатизируют демократам и голосовать будут за Хиллари Клинтон. Это – в основном публика с высшим образованием (78% экспатов имеют степень бакалавра или выше), а образованные люди за Трампа не голосуют. Поэтому в европейских столицах и в Канаде перед выборами 8 ноября можно было видеть немало плакатов и транспарантов с призывами остановить Трампа и поддержать Хиллари. В Израиле картина другая: среди живущих там американцев преобладают люди правоконсервативных убеждений. По имеющимся данным, за Трампа проголосовали 49% израильских американцев, за Хиллари – 44%.
Голосование американских экспатов в этом году идет так же активно, как участие в выборах избирателей в самих Штатах. Поляризация мнений достигла исторического максимума, и никто не хочет остаться в стороне от судьбоносного выбора.
Нью-Йорк