График Хиллари Клинтон в последний день предвыборной агитации включил в себя двухминутное телевизионное обращение к нации (на каналах CBS и NBC) и четыре митинга в трех штатах – Северная Каролина, Пенсильвания и Мичиган. Первый из этих трех штатов – «подвешенный», исход голосования там невозможно предсказать. Последние два числятся в «колонке Хиллари», они неизменно голосуют за демократов с 1988 года, но отрыв Клинтон от Трампа там невелик. Мичиган вдобавок предпочел на стадии праймериз не Хиллари, а левого популиста Берни Сандерса. Поэтому Клинтон на всякий случай подстраховывается, чтобы не потерять большинство в этих важных штатах (Пенсильвания дает 20 голосов в Коллегии выборщиков, Мичиган – 16).
Дональд Трамп составил себе еще более жесткий график последнего дня перед выборами – в него входят все три штата, куда отправилась Хиллари, плюс Флорида и Нью-Гэмпшир. Флорида – «подвешенный» штат, в Нью-Гэмпшире Хиллари впереди, согласно последним опросам, но там очень много до сих пор не определившихся избирателей. Флорида – тяжеловес Коллегии выборщиков: 29 голосов. Нью-Гэмпшир – лилипут с четырьмя голосами. Но даже он может сыграть – если голосование в масштабах страны будет «ноздря в ноздрю» – роль решающей мини-гирьки, способной склонить чашу весов в пользу той или иной стороны.
В 2008 году, во время праймериз, в этом штате Хиллари взяла верх над Обамой – вопреки предсказаниям социологов. А в начале 2016 года на республиканских праймериз в Нью-Гэмпшире свою первую значительную победу одержал Дональд Трамп. Вот почему накануне Дня выборов в Нью-Гэмпшире производила агитационные залпы самая тяжелая артилерия – президент США Барак Обама. Рейтинг одобрения действующего президента, согласно свежему опросу, проведенному социологической службой Гэллапа, составляет в конце его второго президентского срока 56%: это очень высокий показатель, почти такой же, как у Рональда Рейгана в 1984 году или у Билла Клинтона в 2000-м.
Главная цель Обамы – мобилизовать тех, кто с энтузиазмом поддерживает его, но колеблется в отношении Хиллари. Он говорил, обращаясь к избирателям, что если им дорого его политическое наследие, они не должны допустить, чтобы оно попало в руки Дональда Трампа, который громогласно обещает не оставить камня на камне от достижений Обамы (таких, как закон о доступном здравоохранении, закон о защите прав потребителя от произвола банков, международные договоры о свободной торговле, меры по защите окружающей среды и др.).
За Хиллари и против Трампа агитировали также первая леди Мишель Обама (на удивление хороший оратор и харизматическая личность), экс-президент Билл Клинтон (выдающийся оратор и по-прежнему очень популярный политик), бывший соперник Хиллари по праймериз сенатор Берни Сандерс и другие «орудия главного калибра» на левом фланге американской политики. Об опасности, исходящей от Трампа, предупреждали не только лидеры демократов, но и видные республиканцы. В канун выборов Хиллари Клинтон поддержал крайне консервативный экс-сенатор от штата Нью-Гэмпшир Гордон Хамфри. «Атаки Трампа на женщин, инвалидов, героев войны и представителей расовых меньшинств отвратительны, – заявил он. – Нормальный человек так не поступает. Но Трамп – не нормальный... Трамп просто непригоден для того, чтобы быть президентом».
Хамфри присоединился к достаточно мощной когорте республиканцев, которые осуждают Трампа – кандидата от Республиканской партии. Это, например, Колин Пауэлл – бывший госсекретарь, начальник генштаба, четырехзвездный генерал (он тоже поддержал Клинтон); Митт Ромни – предыдущий кандидат в президенты от республиканцев (2012 г.); Барбара Буш – бывшая первая леди, жена Буша-старшего. Ее муж и старший сын, экс-президенты, воздерживаются от поддержки или неподдержки Трампа. Младший сын, экс-губернатор Флориды Джеб Буш выступает против Трампа.
Сам Трамп тем временем завершил свою агитационную кампанию в прежнем, «фирменном» стиле – атакуя Хиллари как «лгунью» и «обманщицу», которая «служит Уолл-стриту»; критикуя «лживые опросы» и «лгущие на каждом шагу СМИ»; и разоблачая якобы имеющие место попытки истэблишмента «украсть у народа выборы». Заодно он сменил милость на гнев по отношению к директору ФБР Джеймсу Коуми, сообщившему, что в новой порции электронной переписки Хиллари Клинтон, которую проанализировало ФБР, не обнаружено ничего такого, из-за чего ей следовало бы предъявить обвинения. «Они опять дают ей уйти от ответственности!» – гневно возвещал Дональд.
Хиллари, со своей стороны, практически никак не комментировала оправдание в свой адрес, которое прозвучало из уст директора ФБР, еще недавно намекавшего на некие подозрения и возможность возобновления расследования. Она говорила о необходимости восстановления единства разобщенной нации, об учете интересов всех американцев и т.п. – иными словами, демонстрировала «президентское» поведение в противовес «непрезидентскому» имиджу Трампа.
Накануне выборов Уолл-стрит «проголосовал деньгами» – однозначно в пользу Хиллари Клинтон. Известие о том, что она выведена из-под подозрений ФБР, подняло на Нью-йоркской бирже все котировки ценных бумаг. Индекс Доу-Джонса подскочил на 371 пункт. Подорожали доллар (что плохо для России) и нефть (что для России хорошо). Биржевое ралли наверняка продолжится, если завтра вечером (к утру по Москве) мир узнает о победе Клинтон. Ну, а если победит Трамп – ждите обвала биржевых котировок.